Сочинение на тему: Сон Обломова

Сочинение на тему: Сон Обломова

Глава «Сон Обломова» из романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» начинается мастерским описанием дворянской усадьбы, одной из тысяч подобных в дореволюционной России. За великой русской рекой Волгой дремала патриархальная Обломовка, тихое, захолустное поместье, где жизнь текла вяло и по привычке и куда почти совсем не проникали вести. И описание природы этого «благословенного уголка», и нравы оби­тателей, и круговорот их обычного дня — всё писателем сводится в один образ «тишины», «неподвижности» или «сна». Умственные интересы в жиз­ни обломовцев отсутствовали. Реальное понимание и восприятие жизни у них занимал наивный вымысел.

Главной заботой в Обломовке была забота о пище. И если в этой без­мятежной жизни были свои торжественные дни и события, то эти дни от­личались от обычных только более сытым угощением.

Под властью «сна» пребывают в Обломовке и баре, и крепостные, и слуги, и, наконец, сама природа. А после обеда в реальный, физический сон погружались все и всё в Обломовке. Этот послеобеденный сон, «все­поглощающий, ничем непобедимый сон», «истинное подобие смерти», ма­ленький Илюша воспринимал как норму жизни, в которой не было духов­ности. Единственной формой духовной жизни были сказки, легенды, пре­дания, которые няня нашептывала маленькому Илюше.

Атмосфера существования Обломовки, бесспорно, наложила свой от­печаток на характер главного героя романа Илью Ильича. Он рос нор­мальным ребенком — здоровым, живым и любознательным. Ему хотелось бегать, прыгать, играть с деревенскими мальчишками, но взрослые не по­зволяли ему это делать, беспокоясь за него. Илюша все хотел делать сам, но родители приучили его к мысли, что есть слуги, которые все сделают. Постепенно мальчик привык к этой мысли. Воспитательный надзор за Илю­шей сводился к ограждению его от ярких впечатлений, состоял из беско­нечных «нет» и «не». В результате «его ищущие проявления силы обра­щались внутрь и никли, увядая», формировался пассивный характер. Вся обстановка жизни Обломовки и постоянное торможение всех порывов Илюшиной деятельности и кипучей натуры привели к тому, что Илья, на­деленный от природы «пылкой головой, гуманным сердцем», высокой душой и кипучей энергией превратился в героя, проводящего лучшие го­ды жизни во «сне», в грезах, в бездействии. Гончаров показывает, что эта обстановка детства, опека старших, желание оградить от возможных про­блем, закрытость от реальной жизни и страх перед настоящей жизнью, эта зависимость от крепостных слуг (он даже одеться без Захара (прежнего Захарки!) не может!) породили в Обломове эгоизм и малодушие, лень

и апатию и остались в Илье Ильиче до конца жизни. И ни дружба Андрея Штольца, пытающегося расшевелить Обломова, повернуть его к деятель­ной жизни; ни любовь его к Ольге Ильинской (сначала всколыхнувшей его «сонное царство» и заставившей вспыхнуть его прежние чувства и мечта­ния), не смогли победить его жизненную апатию. И всё это в конце концов привело его на Выборгскую сторону Петербурга — эту столичную Обломовку, где он окончательно погружается в духовный, а в итоге и в вечный сон!

Таким образом, роль главы «Сон Обломова» очень велика в раскрытии характера главного героя: она показывает этапы превращения обычного дворянского мальчика Илюши, живого и резвого, в Илью Обломова. Глава «Сон Обломова» дала возможность критику А. В. Дружинину утверждать, что «Обломов, без своего „Сна“, был бы созданием неоконченным, не род­ным всякому из нас…».

Из романа И. А. Гончарова «Обломов» вышло и слово «обломовщи­на» («…одно слово, а какое ядовитое!»).

Недаром Н. А. Добролюбов считал, что в романе И. А. Гончарова вы­веден «современный русский тип», а сам роман есть «знамение» настоящего общественно-политического состояния России второй половины XIX в.

Рецензия

Анализ главы «Сон Обломова» показывает целое в части и утверждает роль эпизода в раскрытии характера Ильи Ильича Обломова как «совре­менного русского типа», порожденного определенными социальными ус­ловиями России второй половины XIX в. Сочинение отличает грамотность стилистическая, речевая и языковая.

Сочинение — анализ эпизода.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.