Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители»

Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители»

План:

  1. Е. В. Сыромятникова — личность худож­ника.
  2. Сюжет и композиция картины.
  3. Палитра художника.
  4. Общее настроение картины.

На всем, что сделал мастер мой, печать Любви земной и простоты смиренной.

О да, не все умел он рисовать,

Но то, что рисовал он, — совершенно.

Н. С. Гумилев

Е. В. Сыромятникова — личность многогранная, творческая. Большая часть ее работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произ­ведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение. Сыромятникова является чле- ном-корреспондентом Союза художников, выпуск­ницей Московского государственного института имени В. И. Сурикова. После выставки «Советское современное искусство», прошедшей в 1976 г. в Японии все работы художницы были приобретены частными коллекционерами. До сих пор большин­ство работ художницы находится в частных коллек­циях России и за рубежом, и оценить их по досто­инству можно только по выпущенному каталогу работ, однако картина, которой посвящено это со­чинение, находится в Третьяковской галерее.

Сюжет картины прост, но одновременно редок, практически эксклюзивен. На полотне изображе­ны два мальчика, заглядывающие в окно худож­ника. За окном — ясный летний день, видны бело­снежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берез, вдали темнеет лес. Возникает ощущение те­плого солнца, ласкового ветерка; слышится задо­рный птичий щебет, шепот листьев.

Огромное окно полностью распахнуто, занавеси слегка колышутся. Общую обстановку комнаты узнать невозможно, однако видно, что она принад­лежит творческому человеку. С того ракурса, с ко­торого художница изобразила комнату, виден мольберт с холстом, палитра и кисти. Также мож­но заметить этюдник, прислоненный к стене под окном. Рядом с мольбертом стоит букет рома­шек — возможно, что именно его нарисовал неиз­вестный нам художник. В углу, затененное, стоит старинное кресло с изящными подлокотниками и гнутыми ножками. Один из мальчиков с любо­пытством рассматривает обращенный к нему холст — на губах легкая улыбка, в глаза словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера. Второй мальчик на картину не смотрит — его вни­мание привлек какой-то предмет, находящийся в углу комнаты, невидимом для зрителей. Может быть, это кошка живописца, а может — другая картина, изображающая березки за окном или див­ный летний сад.

Композиция картины сложна, она насыщена важными, обязательными деталями. Полотно чет­ко разграничено на три плана, причем наиболее значимым является средний план — стена с окном и собственно сами зрители работы неизвестного художника. Первый план в связи с особенностями ракурса оказывается обрезанным с одной стороны кромкой холста, с другой — букетом ромашек.

Задний план, уходящий вдаль, к горизонту от­крывает зрителю вид на рощицу стройных березок и густой темный лес. По тому, какие именно де­ревья растут за окном, мы можем определить, что действие происходит в средней полосе России, на родине художницы.

Освещение комнаты также разграничивает ее на две части: ярко освещенную лучами жаркого летнего солнца, и теневую сторону комнаты. В лу­чах солнца оказываются картина неизвестного живописца, палитра, букет ромашек. Ярко высвет­лен подоконник; на обивке кресла и полированном деревянном подоконнике — блики солнца. В поло­се тени, четко разделившей пол комнаты на све­тлый и темный участок, оказывается кресло, стена и пол под окном. Этюдник и рама, прислоненные к противоположной для зрителя стене, также ока­зываются затемненными.

Интересен ракурс, с которого открывается вид на мальчиков и комнату. Точка фокуса, с которой художник видел композицию, находится в глуби­не комнаты, как раз напротив окна. Может быть, что эта точка — взгляд самого, неизвестного зрите­лям художника, ненадолго вышедшего из комна­ты и вошедшего, услышав детский щебет рядом с распахнутым окном. Интересно, испугаются ли мальчики и убегут, обгоняя легкий летний вете­рок, или, наоборот, останутся, и тогда завяжется неспешная беседа о картинах, красках и хол­стах?

Тот факт, что зрителю оказывается недоступ­ной картина художника, не является недостатком полотна. Напротив, эта деталь вызывает инте­рес — поневоле начинаешь завидовать мальчикам, которые получили возможность рассмотреть произ­ведение во всех деталях и оценить его по достоинс­тву!

Невероятно богата и разнообразна палитра ху­дожницы — колорит картины отличается необык­новенным множеством цветов и оттенков. Интере­сен тот факт, что оттенки красок на палитре художника полностью перекликаются с оттенка­ми и полутонами самого полотна.

Несмотря на многочисленность полутонов, кар­тина не выглядит пестрой или лубочной. Напро­тив, каждый план имеет свой собственный цвет с разнообразием оттенков. Лишь небольшие цвето­вые пятна разнообразят одноцветный фон и вносят игру оттенков, добавляя картине динамичности. Так, вид за окном состоит из многочисленных, красиво гармонирующих между собой и переходя­щих один в другой оттенков зеленого. Здесь и яр­кая зелень березовых листьев, и салатово-желтая трава, освещенная солнечными лучами, и темный сине-зеленый цвет лесного массива вдалеке. Буйство зелени оттеняет почти белое небо в просве­те между деревьями, белая с голубым майка одно­го из мальчиков и яркое оранжево-красное пятно футболки второго зрителя.

Комната, напротив, выполнена в приглушен­ных тонах и полутонах коричневого, рыжеватого, золотого. Мягкие холодные тени переплетаются со светло-золотистыми тонами освещенных солнцем фрагментов, добавляя произведению живописно­сти и динамичности.

Все три плана картины, несмотря на разные цветовые решения, перекликаются между собой. И действительно, все три плана, каждый из кото­рых имеет свою собственную цветовую характери­стику (передний — золотой и теплый желтый цве­та, средний — холодный коричневый, задний — насыщенный зеленый), в каждом из них обяза­тельно присутствует белая деталь. Для заднего плана — стволы берез, для среднего, словно особо выделяя героев широкой рамой, — занавесь и по­доконник, для переднего — букет ромашек возле мольберта.

Общее настроении картины может сравниться только с пейзажем за окном — летнее, приподня­тое, жизнерадостное. Сюжет картины сиюмину­тен, кажется, еще мгновение — и следа от зрите­лей не останется, упорхнут, как легкие летние птички, только занавеска колыхнется. Но пока они здесь, пока с интересом рассматривают комна­ту живописца, у картины есть душа. Пока у худож­ника есть зрители, пусть даже такие легкомыслен­ные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.