Сочинение по картине И. Е. Репина «Осенний букет»

Сочинение по картине И. Е. Репина «Осенний букет»

Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в укра­инском городке Чугуеве (территория современной Харьковской области) в семье военного поселенца. Рисованием увлёкся с раннего детства. Получив ос­новные навыки живописи под руководством местных художников, уже в юности достиг определённой сте­пени мастерства, имел множество заказов в родном городе. Но юноша не удовольствовался участью про­винциального иконописца. В 1863 г. приехал в Пе­тербург, где сначала учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в знаме­нитой Академии художеств.

Известность художнику принесла картина «Бур­лаки на Волге», написанная в начале 70-х гг. XIX в. В целом же тематика работ Репина достаточно разно­образна: жизнь российской деревни, революционная борьба, исторические полотна, среди которых особен­но известны картины «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо турецкому султа­ну». Немало место в творчестве художника занима­ют и портреты. Среди них — портреты знаменитых современников Репина: композитора М. П. Мусорг­ского, хирурга Н. И. Пирогова, писателя и философа Л. Н. Толстого.

Став признанным мастером живописи, Репин пре­подавал в стенах Академии художеств, где неко­гда учился сам. Его учениками были И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев, впоследствии также ставшие из­вестными художниками.

С 1899 г. художник проживал в финском местечке Куоккала в своём имении «Пенаты». Тогда Финлян­дия входила в состав Российской империи. После революции 1917 г. и провозглашения Финляндии независимым государством Репин оказался за грани­цей. Художник получал приглашения приехать в Со­ветскую Россию. Но политика, проводимая новыми властями страны, не вызывала у художника одобре­ния. Остаток жизни он провёл в Финляндии. Свои картины он передал в дар России.

Картина «Осенний букет» написана в имении Здравнёво, расположенном на берегу Западной Двины под Витебском. Это имение Репин приобрёл вскоре после большой персональной выставки на деньги, полученные от продажи картин. Здесь художник от­дыхал после напряжённого труда нескольких лет, предшествовавших выставке. Здесь он жил в кругу семьи, занимался сельским хозяйством. По мнению исследователей, в этот период художник обратился к принципам «чистого искусства».

Картина, которую автор назвал «Осенний букет» — это портрет его дочери Веры Ильиничны Репиной (1872-1948). О замысле этого произведения худож­ник так писал в письме к дочери Л. Н. Толстого Татьяне Львовне Репин: «Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги».

Вера Ильинична Репина была разносторонне ода­рённым человеком. Она увлекалась живописью, пела. Мечтала стать драматической актрисой, училась на курсах при Александринском театре. Но её сцени­ческая карьера не сложилась. Некоторое время она, правда, выступала в частных театрах Петербурга и других городов. С 1914 г. жила с отцом в его усадь­бе «Пенаты» в Куоккале, занималась хозяйством.

«Осенний букет» датирован 1892 г., следовательно,

В. И. Репина изображена на нём в возрасте 20 лет. Возраст, когда человеку кажется, что все дороги перед ним открыты, все мечты, даже самые безумные, осуществимы. Так ли это — покажет время; но пока человек не думает об этом, просто живёт, зачастую не отдавая себе отчёта в том, что это, быть может, лучшее время в его жизни…

На картине на фоне осеннего пейзажа изображена задумчивая девушка в нарядной одежде, с букетом полевых цветов в руках. Ещё зеленеет луг, но листва на деревьях уже порыжела. Небо ясное и чистое, день светлый, но уже ощущается осенний холодок.

Фигура девушки, написанная не во весь рост (приблизительно до колен) хорошо вписывается в про­странство полотна. На девушке светлая юбка с узором из цветов и коричневый жакет с белым кружевным воротником с белыми рюшами впереди. На груди — небольшой букетик из нескольких цветов, бутоньер­ка, которую упоминал художник в письме к дочери Л. Н. Толстого. На голове рыжевато-коричневая шляп­ка — упомянутый в том же письме берет.

Тщательно выписаны лицо и руки девушки. Ли­цо едва ли можно назвать необычайно красивым. Глаза небольшие, нос широкий, лицо круглое. Вы­разительны дуги бровей, изящны линии губ. Это лицо привлекает внимание не тонкостью черт, а мо­лодостью и здоровьем, жизненной силой, что сродни окружающей природе.

Плавно и чётко выписаны очертания рук, удер­живающих букет. Девушка держит цветы головками вниз. На запястье левой руки — золотой браслет: массивная цепочка и совсем тоненькая, может, они переплетаются, может быть, это два браслета.

Краски букета — от коричневого и рыжего до бе­лого, зелёные стебли и листья — повторяют цвета, которые уже присутствуют в других деталях карти­ны. Тем самым букет словно связывает изображения природы и человека, гармонично вписывает портрет в пейзаж.

Картина «Осенний букет» экспонировалась на вы­ставке передвижников в 1893 г. Работа сразу бы­ла оценена по достоинству, известный коллекционер П. М. Третьяков приобрёл картину для Третьяковской галереи.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.