Сочинение по картине И. И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в Елабуге в семье небогатого купца Ивана Васи­льевича Шишкина. Отец будущего художника живо интересовался археологией и краеведением, даже на­писал историю родного города». Среди родных Ивана Ивановича отец оказался единственным человеком, поддержавшим его стремление сделаться живописцем.

Несколько лет юноша проучился в Казанской гим­назии, но не окончил её, чтобы, как он сам впослед­ствии писал в автобиографии, «не стать чиновником». Атмосфера формализма, царившая в гимназии, про­тиворечила всем склонностям будущего художника. Шишкин, как и множество собратьев по искусству, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем продолжил образование в Акаде­мии художеств в Петербурге. Уже в те годы его на­ставники отмечали незаурядную одарённость ученика, тогда обнаружилось его стремление к «портретному» сходству в изображении природы.

И. И. Шишкин по праву считается одним из самых выдающихся русских пейзажистов. Он же, несомнен­но, является и одним из наиболее известных русских художников — мастеров пейзажа. Он не просто любил русскую природу — он ещё и знал её очень хорошо, не случайно на его картинах чётко выписаны самые мельчайшие детали. За это критики порой упрекали Шишкина, называя его картины раскрашенным ри­сунком. Но картины Шишкина, при всём внимании художника к деталям, показывают единый, целостный образ.

Картины Шишкина нередко становились своего рода символами России. Для современников и сам Шишкин являлся отчасти олицетворением древних сил природы: его называли «лесным богатырём-ху- дожником», «стариком-лесовиком» и даже «царём леса».

«Сосны, освещённые солнцем» написаны И. И. Шиш­киным в 1886 г. Собственно, говоря, это был один из этюдов художника, но этюд настолько законченный и мастерски исполненный, что его с полным основа­нием можно называть картиной. Эта работа явилась удачной попыткой передать гармонию цвета и све­тотени, воспроизвести на полотне общую атмосферу пейзажа. В итоге «Сосны, освещённые солнцем» стали одной из лучших картин Шишкина.

В центре картины — две больших сосны. Отбрасы­ваемые ими тени, параллельные друг другу, уходят туда, где растут другие сосны. На заднем плане чётко выделяются ещё два толстых ствола. Сквозь зелёную пену хвои то там, то здесь в глубине тоже просматриваются стволы. Верхушки сосен «срезаны» рамой картины. Этот приём Шишкин использовал не раз, таким способом акцентируя внимание на величии и размерах деревьев, которым словно не хватает места на картине.

Тщательно выписаны мельчайшие детали — ко­ра деревьев, островки зелёной травы вперемешку с золотистой сухой, молоденькие сосенки поодаль. Солнечный свет заливает стволы сосен и землю под деревьями. В лучах света ярко зеленеет хвоя, резко проступают тени, отбрасываемые соснами. Ни одно де­рево не похоже на другое, красиво своей собственной, неповторимой красотой. Толстые стволы свидетельствуют о том, что деревьям немало лет, их мощь и размеры впечатляют.

Художник использовал не так много красок: зе­лёный, коричневый, светло-жёлтый, серый цвета — но этого оказалось вполне достаточно, чтобы живо и убедительно изобразить кусочек леса, который, ка­жется, совсем рядом… Стоит сделать шаг — и под ногами зашелести опавшая хвоя, стоит протянуть руку — и коснёшься шершавых стволов, нагретых солнцем…

Не случайно картину «Сосны, освещённые солн­цем» нередко называют одной из самых поэтичных работ И. И. Шишкина. Художник В. В. Верещагин так отозвался об этой картине: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощу­щаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.