Сочинение по портрету артиста Ф. И. Шаляпина работы К. А. Коровина

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) ро­дился в образованной и состоятельной семье купца- старообрядца. Обучался живописи в Московском учи­лище живописи, ваяния и зодчества, где его настав­никами были известные художники А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. Поступил в Академию художеств в Петербурге, но вскоре был крайне разочарован мето­дами преподавания и оставил это учебное заведение.

Во время поездок в Париж Коровин познакомился с новым течением в искусстве — импрессионизмом (от фр. implession — впечатление). По мнению спе­циалистов, в творчестве художника прослеживается значительное влияние этого направления, приёмы и методы которого ориентированы на то, чтобы пере­дать изменчивость окружающего мира и связанные с ним мимолётные впечатления.

На рубеже XIX-XX вв. Коровин активно работал над оформлением спектаклей Большого и Мариинско­го театров, а также миланского Ла Скала. Преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, где когда- то учился сам.

Интересно, что во время Первой мировой войны художник состоял консультантом по маскировке при штабе русской армии.

После революции 1917 г. художник много сделал для сохранения памятников искусства. Также орга­низовывал выставки и аукционы для сбора средств для помощи освободившимся политическим заключён­ным. Вероятно, такой человек не слишком вписывался в новый режим. Во всяком случае, нарком А. В. Луна­чарский посоветовал художнику покинуть Советскую Россию, что тот и сделал. Остаток жизни Коровин провёл во Франции.

Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) родился в Казани в семье крестьянина из древнего вятского рода. В детстве пел в церковном хоре, однако затем мальчика отдали в ученики к сапожнику. В 1889 г. юноша вступил в труппу В. Б. Серебрякова. Высту­пал В Казани, Уфе, Тифлисе, Москве и Петербурге, сначала в незначительных ролях, но постепенно ему стали давать и главные роли.

Первым на незаурядное дарование Шаляпина об­ратил внимание известный меценат С. И. Мамонтов, который в то время содержал на свои средства театр в Москве — Русскую Частную оперу. В этом театре развился талант Шаляпина, здесь он создал гале­рею выразительных образов оперной классики: Иван Грозный в «Псковитянке» и варяжский гость в «Сад- ко»Н. А. Римского-Корсакова, мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского, Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки, Мефистофель в «Фаусте» Гуно и др.

Выступая в Русской Частной опере, Шаляпин при­обрёл громкую известность. Впоследствии работал в Императорской русской опере в Москве (Большой театр). Шаляпину сопутствовал успех и за границей, на сцене знаменитого Ла Скала, где он выступил в ро­ли Мефистофеля в одноимённой опере итальянского композитора А. Бойто. Давал гастрольные выступле­ния В Мариинском театре в Петербурге, что было значительным событием в культурной жизни северной столицы России.

События революции 1905 г. вызвали у Шаляпина живой отклик. Народная песня «Дубинушка» в его исполнении многими воспринималась как призыв к решительным действиям. В пользу рабочих певец передавал сборы от своих выступлений.

После 1917 г. большевистское правительство по­началу отнеслось к Шаляпину достаточно благожела­тельно. В 1918 г. он был назначен художественным руководитель Мариинского театра, первым в Совет­ской России получил звание Народного артиста Рес­публики.

Однако обстановка в стране, по-видимому, начи­нала тяготить певца. В 1922 г. он отправился в дли­тельные гастроли за границу. Пронеслись слухи о его сочувствии эмигрантам. Так или иначе, Шаляпин не вернулся в Россию, хотя до конца своих дней мечтал об этом.

Дарование Шаляпина соединило в себе неповтори­мый голос и яркий артистизм. Явление певца такой величины оказало значительное влияние на мировое оперное искусство.

Портрет Шаляпина Коровин писал во Франции, в Виши, куда художник приехал для поправки здоро­вья. Готовый портрет Коровин продал коллекционеру М. И. Терещенко. Художник не спросил на это разре­шения самого Шаляпина, что того огорчило. Ходили слухи, что певец намерен даже привлечь художника к суду. Однако Шаляпин решительно опроверг по­добные предположения: «К Коровину мои дружеские отношения такие же, как и прежде. Мне, действитель­но, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Я, действительно, был огорчён, но ни о каком третейском суде я не помышлял».

Портрет Шаляпина кисти Коровина, который сей­час находится в Русском музее в Петербурге, дати­рован 1911 г. Следовательно, Шаляпин изображён в возрасте 50 лет. Обычно этот возраст воспринимает­ся как более чем зрелый. Следует отметить, что при взгляде на картину создаётся впечатление, что мы видим перед собой человека ещё достаточно молодого. Едва ли художник стремился «омолодить» Шаляпи­на — вероятно, тот действительно выглядел молодо, это не такая уж редкость, тем более среди людей искусства, тем более успешных в своём творчестве.

Атмосферу молодости, праздника жизни созда­ют и нарядная светлая одежда Шаляпина, и летняя зелень листвы, цветы, фрукты и вино на столе. Ху­дожник изобразил певца на веранде, солнечный свет льётся в открытое окно. Шаляпин в непринуждённой позе сидит на низком стуле боком к зрителю. Ли­цо изображено практически в профиль, лишь слегка повёрнуто в сторону зрителя. Выражение лица — спокойно-умиротворённое, это лицо человека, кото­рый вполне наслаждается жизнью, минутами отдыха.

Певец сидит, положив правую ногу на левую. Левая рука чуть согнуть в локте, ладонь упирается в бед­ро. Правой рукой Шаляпин небрежно облокотился о столик. Фигура Шаляпина дана крупным планом и занимает основную часть полотна.

В картине преобладают светлые тона, создающие радостное, немного ленивое летнее настроение. Белый костюм Шаляпина чётко выделяется на фоне песочно­го цвета стены. По полу скользят блики света. Синяя штора отдёрнута, как бы давая место врывающейся в окно темно-зелёной листве. Синие отсветы играют на белой скатерти, которой накрыт столик у окна. Синий цвет присутствует и в костюме Шаляпина — синий шейный платок, оттеняющий белизну рубашки и пиджака.

Картина написана широкими, быстрыми мазками. Изображение слегка размытое, что характерно для импрессионизма, который оказал заметное влияние на творчество Коровина. Иногда этого художника на­зывают импрессионистом, однако не все специалисты согласны с таким определением. Как бы то ни было, портрет Шаляпина является одной из достойнейших работ художника.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине коровина портрет шаляпина
  • сочинение на тему портрет Ф И Шаляпина
  • сочинение на тему два портрета шаляпина
  • сочинение на тему портрет шаляпина
  • сочинение два портрета шаляпина