Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В. А. Жуковского «Светлана»

Своеобразие творчества Василия Андреевича Жуковского состоит в том, что он стал основоположником романтизма в русской поэзии, одним из первых направил ее внимание к пе­редаче душевных переживаний частного человека, сообщив ей тем самым лирическое начало. Основным жанром оригиналь­ного творчества Жуковского были элегия и баллада.

Баллада — это стихотворный рассказ, обладающий сюже­том и носящий исторический или фантастический характер.

Самой известной балладой Жуковского еще при жизни ста­ла «Светлана». Она была написана в 1808-1812 гг. и посвяще­на его племяннице накануне свадьбы девушки.

Сюжет «Светланы» строится на страшном сновидении. Идей­ное содержание баллады — в противопоставлении света и тьмы.

В крещенский вечер, гадая перед зеркалом о своем жени­хе, Светлана тоскует из-за его отсутствия. Наступает ночь. «Темно в зеркале; кругом мертвое молчанье…» Уже эта подроб­ность как бы предупреждает о последующих ужасных событи­ях. Появляется жених и зовет девушку ехать венчаться. По до­роге ее тревожные предчувствия усиливаются. И наконец, на­ступает кульминация ужаса — Светлана видит, что «милый друг ее — мертвец!».

Кошмар развеивается, когда героиня баллады просыпает­ся и понимает, что ей приснился жуткий сон. Ночная тьма и душевная мука исчезают вместе с пробуждением. Тьма сменя­ется светом:

В тонкий занавес окна Светит луч денницы;

Шумным бьет крылом петух,

День встречая пеньем…

Оригинальность баллады заключается в ее национальном колорите. Если переводные баллады Жуковского основывались па легендах других народов, как, например, «Лесной царь», то здесь он развивает национальную русскую тему в поэзии.

Это проявляется и в деталях пейзажа, и в приметах обстанов­ки: избушка, церковная атрибутика, колокольчик и другие, — но ярче всего в использовании образов русского фольклора. Уста­новка на фольклор заявлена уже в зачине произведения:

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали…

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны…

На этой странице искали :

  • столкновение тьмы и света в проблематике баллады жуковского светлана
  • столкновение тьмы и света в проблематике баллады в а жуковского «светлана»
  • баллады жуковского сюжеты проблематика и стиль
  • столкновение тьмы и света в проблематике баллады жуковского
  • докажите что в основе балады светлана лежит переход от мрака к свёту сна к реальности