Сочинение: Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета «Заря прощается с землею…»

Вопрос экзаменационного билета (билет № 13, вопрос 2)

Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета «Заря прощается с землею…»

Стихи Афанасия Афанасьевича Фета принадлежат к наи­высшим достижениям русской поэтической культуры девят­надцатого века.

Главными темами поэтического творчества Фета были природа и любовь, а назначение поэзии он понимал как слу­жение красоте. Именно красоту он считал важнейшей целью художника и всем своим творчеством стремился к достиже­нию этой цели.

Но ведь природу и любовь воспевали многие поэты и до Фета. В чем было своеобразие его разработки этих вечных по существу тем? Своеобразие лирики Фета заключалось в том, что его поэтические открытия стали своего рода мостиком, переброшенным от русской классики девятнадцатого столетия к поэзии серебряного века. Фет обогатил русский стих новы­ми ритмами, певучими интонациями, необычными приемами построения строф. А в области содержания его стихи отлича-

ются стремлением передать неуловимые оттенки и изменения состояний природы и человеческих чувств.

Для Фета природа, как и любовь, — это средоточие красо­ты. И эту красоту поэт, во-первых, стремится воплотить в своих строках, а во-вторых, одухотворить ее.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты Отыскать ее начало… —

утверждает он и призывает: «Учись у них — у дуба, у березы…». Для передачи тончайших оттенков красоты поэту иной раз не хватает необходимых слов. В этом случае проводником лири­ческого настроения становится сама мелодия стиха, его музы­кальность, очень характерная для Фета. Он выразил это свой­ство своей поэзии такой формулой: «Что не выскажешь слова­ми, звуком на душу навей».

Фетовское понимание красоты определяется термином «стройность». Это слово можно считать синонимом «гармо­нии». Идею «стройности» поэт переносит и на нравственное воспитание человека. Фет считал, что «стройность» жизнен­ного поведения человека возникает только тогда, когда он до­рожит честью и национальной культурой. Несомненный пат­риотизм Фета проявлялся в тех картинах русской природы, которые так гармоничны и порою в маленькой лирической зарисовке выражают заветные чувства поэта.

В антологию лирической поэзии, посвященной русской природе, вошли множество стихотворений Фета, знакомых нам с детских лет. Это такие произведения, как «Я пришел к тебе с приветом…», «Ласточки пропали…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», и многие другие.

Все перечисленные выше качества поэзии Фета можно обнаружить и в стихотворении «Заря прощается с землею…». В нем изображена картина заката, которую, вероятно, многим приходилось видеть:

Заря прощается с землею,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Уже в первом четверостишии поэт использует прием кон­траста. Лес покрыт мглою, но вершины деревьев еще ярко ос­вещены. В следующей строфе эти вершины названы словом «венец»:

Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!

Далее, с усилением наступающей тьмы, картина, которую видит поэт, становится все более загадочной:

И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон;

Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен!

И в заключительном четверостишии начальный зритель­ный контраст дает поэту повод для философского вывода:

Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, —

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.

Главным образом стихотворения оказываются одухотво­ренные деревья. Фет подчеркивает основу их жизненного бы­тия: укорененность в родной земле и — одновременно — по­стоянное и неуклонное стремление к небу. И этот образ стано­вится для Фета моделью человеческого бытия, в котором, по мнению поэта, каждый должен стремиться к гармонии между

своими земными интересами и жизнью духа, отдавая предпоч­тение, безусловно, последней.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.