Тематика и образы романтической поэзии В.А. Жуковского

Место Василия Андреевича Жуковского в истории отече­ственной литературы определяется в первую очередь тем, что он, наряду с Константином Николаевичем Батюшковым, явился непосредственным предшественником Александра Сергеевича Пушкина и провозвестником пушкинского пери­ода в русской поэзии. Стихам Жуковского суждено было стать ( моего рода переходным мостиком между отжившим свой век классицизмом и поэзией пушкинской поры.

Самобытность поэзии Жуковского состояла в том, что он одним из первых направил ее внимание к передаче душев­ных переживаний частного человека, сообщив ей тем самым лирическое начало. Он стал основоположником романтизма в русской поэзии.

До появления Жуковского на поэтической сцене основ­ным содержанием стихотворных произведений его предше­ственников были факты и события большого общественного значения. Так, если мы вспомним оды Ломоносова и Держа­вина, то обращены они были не больше не меньше как к само­держицам российским: Анне, Елизавете, Екатерине — либо же воспевали главные этапы государственного развития. Человек как личность — со всеми его чувствами и переживаниями — оставался за пределами внимания стихотворцев. Как отмечал впоследствии Виссарион Григорьевич Белинский, «до Жуков­ского никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтоб произведения поэта смог­ли быть вместе и лучшею его биографиею».

Основными жанрами оригинального творчества Жуковско­го были элегия и особенно баллада. Именно ему принадлежит заслуга утверждения этого жанра на русской почве. Причем в нем поэт создал первые национальные образцы, основанные на устном народном творчестве. К таким балладам относятся «Людмила», «Светлана» и «Двенадцать спящих дев».

Примером романтического изображения картин природы в элегии может служить стихотворении «Море», написанное в 1829 году. Его высоко оценил Александр Сергеевич Пушкин. Читая эту элегию, с первых строк проникаешься ощущением величия водной стихии:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Вначале поэт показывает нам море безмолвным, то есть спокойным. Оно представляется ему живым существом. Но он чувствует, что в море заключена какая-то тайна, и пытается проникнуть в нее, разгадать ее:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Разгадка состоит в том, что видимое спокойствие моря об­манчиво. На это указывает Жуковский в последних строках стихотворения:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Идейный смысл этого стихотворения заключается в том, что поэт сравнивает море с человеческой жизнью. Недаром существует выражение «житейское море». И душе его тревож­но оттого, что в человеческой жизни за внешним спокойстви­ем часто скрываются сложные душевные переживания.

Сделав содержанием своей поэзии мысли и эмоции отдель­ного человека, Жуковский не отвернулся и от тем большого об­щественного звучания. Но и в их разработке ведущую роль ста­ло играть лирическое начало.

Так, немалое внимание поэт уделил военно-патриотической теме. Это было связано прежде всего с событиями Отечествен­ной войны 1812 года, которая вызвала подъем патриотических чувств. Самым значительным произведением этой тематики ста­ла поэма «Певец во стане русских воинов». В основе поэмы — непосредственные впечатления участника событий: во время Бородинского сражения Жуковский находился на поле боя, в резервном полку народного ополчения, что позволило ему со­здать яркие и достоверные картины героических подвигов, со­вершенных русскими воинами. В этой поэме автор выражает гражданские чувства, присущие многим русским людям, но эти чувства переплавлены в поэзию, пройдя через душу лирического героя. Таким образом, даже патриотизм становится не обще­ственным, а личным чувством поэта. Оно громко звучит, напри­мер, в следующем отрывке из названной поэмы:

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет И первых лет уроки, —

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя!

Лирическая поэзия Жуковского становится своеобразной ис­торией его поэтической души. Как писал литературовед Г. А. Гу­ковский, «сущность и идея стиля Жуковского, его поэзии в целом — это идея романтической личности. Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую».

Многообразна творческая деятельность Жуковского в об­ласти художественного перевода. Он познакомил русского чи­тателя с образцами поэзии немецких и английских романтиков («Орлеанская дева» Фридриха Шиллера, «Лесной царь» Иоган­на-Вольфганга Гете, «Шильонский узник» Джона-Гордона Байрона и множество других произведений). Благодаря само­отверженному труду поэта стал доступен широкому читателю народный эпос Индии («Наль и Дамаянти») и Ирана («Рустем и Зораб»), а главное — античная классика: главы из «Илиады» Гомера и первый полный перевод «Одиссеи», до наших дней остающийся классическим.

Большое место в творчестве Жуковского занимает детская литература. Это стихи для самых маленьких: «Котик и козлик», «Птичка», «Жаворонок», а также «Сказка о царе Берендее», шуточная сказка «Война мышей и лягушек», перевод «Спящей царевны», «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».

С поэзией Жуковского русский читатель знакомится с дет­ских лет и не расстается в зрелости. Сбылось пророческое предсказание Пушкина, сказавшего о стихах своего учителя и друга:Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость.

На этой странице искали :

  • тематика и образы романтической поэзии в а жуковского
  • сообщение о жуковском
  • тематика и образы романтической поэзии жуковского
  • сообщение о в а жуковском
  • сообщение о жуковском в а