Социальный заказ

Социальный заказ

Приведённые слова Маяковского о творчестве поэта: «Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в цен­тре дел и событий» — имеют большое значение. Удалённый от общественной жизни поэт может превосходно написать фило­софское или лирическое произведение — своеобразное отраже­ние собственных сложных переживаний. Но для того, чтобы пи­сать «на злобу дня», улавливать беспрестанно меняющиеся веления времени, отслеживать приливы и отливы людской энер­гии, надо, естественно, находиться внутри происходящих собы­тий. Это общее правило, действующее в любом виде деятельно­сти. Миклухо-Маклай жил среди папуасов, чтобы понять их жизнь, Максим Горький четыре года странствовал по России, прежде чем начал писать. Социум стабилен в целом, но чрезвы­чайно подвижен в частностях; именно умение уловить так назы­ваемый социальный заказ (выраженный явно или неявно) и дела­ет поэта или писателя популярным.

При этом социальный заказ — совсем не обязательно заказ партийный, и отнюдь не обязательно направлен на положитель­ное развитие. Например, в 1990-е годы возник социальный заказ на развлекательную литературу, на лёгкие иронические детекти­вы, казалось бы, привязанные к действительности, а на деле уво­дящие от реального решения жизненных проблем. И вскоре поя­вилось огромное количество соответствующей литературы (типа книг Дарьи Донцовой).

Но для Маяковского социальный заказ был обязательно заказом, направленным на развитие. Когда эти явления вошли в противоре­чие, возник душевный кризис, который поэт не сумел разрешить.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.