Сюжет и композиция ОБЛОМОВ Гончарова

Сюжет и композиция. Сам автор охарактеризовал особенность построения «Обломова». 1 часть он называет «увертюрой всего рома­на», своеобразным «прологом» к основной части, где разворачивается сюжетное движение: это «поэма любви», составляющая 2 и 3 части произведения. Только с признанием Обломова в любви к Ольге воз­никает романное действие. Именно здесь выявляется авторская по­зиция по отношению к герою и уточняется смысл понятия «обломов­щина». Итог «поэмы любви», а вместе с ней и итог жизни главного героя, подводится в заключительной 4 части романа.

Таким образом, сюжетную основу произведения составляет исто­рия любви дворянского интеллигента, помещика Обломова к де­вушке цельного и одухотворенного характера Ольге Ильинской. Именно в любовной интриге сходятся все идейные линии романа, она составляет его идейно-композиционный центр. В драматиче­ском действии показан подлинный характер главного героя, кото­рый разительно отличается от того, который мы видим в 1 части.

Такое значение любовной интриги в романе определяется писа­тельской концепцией, согласно которой «любовь, с силою архимедо­ва рычага, движет миром». Писатель считал, что это главное нача­ло бытия. Человек, по мнению Гончарова, может раскрываться, показывать свою сущность только пройдя «школу любви». Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, натура непоэтическая, приземленная, получив согласие Ольги, восклицает: «Вот оно, по­следнее счастье человека!»

Можно сказать, что «Обломов» — роман не просто с любовным сю­жетом. Это — роман о разных формах любви, проявляющихся в судь­бах людей, во многом противоположных друг другу. Они отражаются в разных семейных укладах: семьях Обломова и Пшеницыной, Штоль­ца и Ольги. Как и сами герои, жизнь этих семей изображается в соот­ветствии с принципом антитезы, играющим важнейшую идейно­композиционную роль в романе. Во внешне счастливой, гармоничной семье Штольца и Ольги, основанной на любви и взаимоуважении, от­сутствует главное — в ней нет устремленности к идеалу, общезначи­мой цели, эта семья как бы замкнута в самой себе. Вот почему Ольга в своей семейной жизни повторяет путь духовной неудовлетворенно­сти Обломова, которой нет у Штольца. Антиподом семьи Штольца и Ольги является другой семейный союз — Обломова и Пшеницыной. Но и здесь автор не находит ту «норму», которую мечтает видеть. Умозрительности семьи Штольца противопоставляется нарочитая приземленность семьи Обломова и Агафьи Матвеевны, а потому и здесь нет искомой гармонии ума и сердца.

Смерть Обломова — это приговор тому, что связано в его характе­ре с «обломовщиной», зато светлые стороны его натуры продолжают­ся в судьбах любивших его. Оказывается, что он не только губит себя своей апатией, бездеятельностью, но и внушает редкую любовь, ко­торая меняет человека. Рядом с ним расцвела Ольга, и даже в счаст­ливой семье со Штольцем она все чаще вспоминает Обломова. Обло­мов открыл человеческий смысл и свет, вдохнул душу в ранее почти автоматическое существование Агафьи Матвеевны. Недаром после смерти Обломова возникает неожиданное сближение этих двух столь несхожих героинь. Так оказывается, что слабый, пассивный Обломов обладал талантом доброты, который превращал его в натуру, ак­тивно воздействующую на других, пробуждающую в них все луч­шее, доброе, высокое. Но такой человек обречен в современном ми­ре. «Между идеалом и действительностью лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда», — кон­статировал Гончаров, и это противоречие выводит главную пробле­му романа далеко за пределы изображенной в нем эпохи.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.