Родина для А. Блока — понятие многогранное: поэт пишет и об историческом прошлом Руси (цикл «На поле Куликовом» (1919)), и о жизни в современной ему России («На железной дороге» (1910)). Еще в 1908 году А. Блок писал К. С. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первей­ший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».

Цикл «На поле Куликовом» состоит из пяти стихотворений. В примечании к циклу Блок писал: «Куликовская битва принадле­жит… к символическим событиям русской истории. Таким событи­ям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Лирический герой цикла ощущает себя современником двух эпох. Первое стихо­творение цикла играет роль пролога и вводит тему России:

О  Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..

На необозримых просторах Руси идет «вечный бой», «летит, ле­тит степная кобылица». В третьем стихотворении появляется сим­волический образ Богородицы как воплощение светлого, чистого идеала, который помогает выстоять в годину тяжелых испытаний:

И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.

Во всех стихотворениях о России прослеживается интимное, лич­ное отношение поэта, поэтому и раскрывается отношение к родине в стихотворении «Россия» (1908) через любовь к женщине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Россия здесь, ее просторы: «дорожная даль», «расхлябанные ко­леи», «река», «лес, да поле» — сливаются воедино с образом возлюб­ленной, которая имеет «разбойную красу» и одновременно «пре­красные черты». Россия предстает в образе непредсказуемой, прекрасной и нищей девы, которую поэт может постичь, обратив­шись к образу женщины и сопоставив ее с любимой родиной. Мысль А. А. Блока неуловима: практически каждое четверостишие начинается с описания страны, ее красот, а заканчивается обраще­нием к образу возлюбленной:

А ты все та же — лес, да поле,

Да плот узорный до бровей…

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка…

Россия завораживает поэта своей красотой, обаянием, хотя «избы серые» говорят о бедственном положении большинства населения страны. Стихотворение «Россия» Александр Блок пишет, опираясь на традицию изображения образа родины в русской классической литературе. Так Н.В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» в конце первого тома в одном из лирических отступлений выводит образ Руси как птицы-тройки. Также и у Блока:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…

Образ дороги является в стихотворении важным, подобно поэтиче­ским произведениям Н.А. Некрасова, здесь «дорога долгая легка» под звуки «глухой песни ямщика». Стихотворение написано четырехстоп­ным ямбом, а используемые художественно-выразительные средства: эпитеты («годы золотые», «спицы росписные», «расхлябанные колеи», «нищая Россия», «песни ветровые», «разбойную красу», «в дали дорож­ной»), метафоры («треплются шлеи», «вязнут спицьг», «плат узорный до бровей»), олицетворения («одной слезой река шумней», «блес­нет… мгновенный взор», «звенит …песня») делают образ России ем­ким, законченным. А.А. Блок на протяжении своего творческого пу­ти обращается и к более крупным художественным формам: пишет поэмы («Соловьиный сад» (1915), «Возмездие» (1919) и др.).

Разочаровавшись в Октябрьской революции, увидев «все ее гри­масы», А.А. Блок подавлен. 7 августа 1921 года он умирает. Оборвал­ся голос, по словам А.А. Ахматовой, «трагического тенора эпохи».

На этой странице искали :

  • образ родины в произведениях блока сочинение
  • образ родины в произведениях блока
  • образ Родины у Блока
  • тема родины у блока
  • родина у блока