Творческий путь и Биография Бориса Леонидовича Пастернака

Творческий путь

1890, 10 февраля — рождение писателя в Москве в семье худож­ника Леонида Осиповича Пастернака. Мать — пианистка розалия Исидоровна Кауфман.

1900        — поступление во второй класс московской пятой гимназии.

1908 — окончание гимназии с золотой медалью и поступление на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.

1912        — поездка в Германию, в Марбург. Учение на философском факультете Марбургского университета. Двухнедельное пребыва­ние в Италии.

1913         — первая публикация стихов в сборнике «Лирика». Окон­чание университета со званием кандидата философии Московского университета.

1914          — выход первого самостоятельного сборника «Близнец в тучах». Участие в футуристической группе «Центрифуга». Знаком­ство и дружба с В. Маяковским.

1916        — выход книги стихов «Поверх барьеров».

1917          — революция в России. Работа над книгой «Сестра моя жизнь», повестью «Детство Люверс».

1918-1921 — плодотворная творческая работа. Переводы произ­ведений зарубежных авторов.

1922 — публикация книги стихов «Сестра моя жизнь». Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье.

1922-1923 — пребывание в Германии, выход в Берлине книги стихов «Темы и вариации».

1923        — публикация поэмы «Высокая болезнь» в журнале «ЛЕФ».

1925-1926 — работа над романом в стихах «Спекторский», по­эмами «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

1928         — начало работы над автобиографической книгой «Охран­ная грамота».

1929         — сборник «Поверх барьеров». Поездка на Кавказ, написа­ние цикла «Волны».

1932 — новая любовь. Женитьба на Зинаиде Николаевне Ней- гауз. Публикация стихов «Второе рождение». Поездки по стране (Свердловск, Грузия).

1938 — работа над переводами произведений В. Шекспира.

1940        — выход сборника «Избранные переводы» западноевропей­ских поэтов. Начало работы над стихами из цикла «Переделкино».

1941         — великая Отечественная война. Эвакуация семьи в Чис­тополь; первые военные стихи.

1943 — поездка на фронт в составе писательской бригады.

1945-1955 — работа над романом «Доктор Живаго».

1946         — участие в литературных вечерах Москвы. Выдвижение Пастернака на Нобелевскую премию за лирические произведения. Начало травли поэта в печати.

1952 — инфаркт миокарда. Лечение в Боткинской больнице.

1956-1957 — попытка опубликовать роман «Доктор Живаго» в редакции журналов «Новый мир» и «Знамя» заканчивается неуда­чей. Публикация романа в Италии на итальянском языке.

1958         — присуждение Нобелевской премии в области литерату­ры, от которой Пастернак из-за ситуации, сложившейся вокруг публикации романа, был вынужден отказаться.

1959         — публикация стихотворения «Нобелевская премия» в анг­лийской газете, после чего Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р.А. Руденко, где ему предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.

1960 (10 февраля) — семидесятилетие писателя. Начало работы над пьесой «Слепая красавица» (пьеса осталась незаконченной).

1960 (30 мая) — смерть Пастернака в Переделкино после тяже­лой болезни.

Борис Леонидович Пастернак, «талант исключительного своеоб­разия», как сказал о нем М. Горький, внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Высо­кое мастерство и неповторимость стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении прошлого столетия.

Первые стихи Пастернака относятся к 1909 году. Но еще долго, на протяжении нескольких лет, он «смотрел на свои стихотворные опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего от них не ждал» («Охранная грамота»). И лишь в 1913 году он стал писать стихи «не в виде редкого исключения, а часто и постоянно, как за­нимаются живописью или пишут музыку» («Люди и положения»). Первые стихи Пастернака были напечатаны в 1913 году в сборнике «Лирика» («Я в мысль глухую о себе…», «Сумерки… словно оруже­носцы роз…», «Сегодня мы исполним грусть его…») не включались автором позже ни в одну из его книг. Вторая книга Пастернака «Близнец в тучах» вышла в свет в 1914 году. Вспоминая о том, как создавались стихи этой книги, Пастернак писал: «Я старался избе­гать романтического наигрыша, посторонней интересности… моя постоянная забота была обращена на содержание, моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину» («Люди и положе­ния»). Свои первые литературные шаги, еще до «Близнеца в тучах», Пастернак делал если не в русле символизма, то, безусловно, в со­прикосновении с ним. Поколение, к которому принадлежал Пас­тернак, начинало в пору символизма, но «историческую цельность» обрело в бурную эпоху катаклизмов, обрушившихся на Россию. В

1917  году, еще до Октябрьской революции, была опубликована вто­рая книга стихов — «Поверх барьеров». Эти книги составили пер­вый период творчества Пастернака, период поисков своего поэтиче­ского лица. Третья книга «Сестра моя — жизнь», к которой Пастернак приступил летом 1917 года, но издал спустя пять лет, стала, по существу, первой, выдвинувшей его в число заметных русских поэтов послереволюционной поры. Книга, ставшая событи­ем и сделавшая Пастернака знаменитым, выходит из печати толь­ко в 1922 году. В современную литературу Пастернак входит как поэт, обладающий даром нового зрения, уникальной эмоциональ­ной и метафорической сложности.

Середина 20-х годов ознаменована решительным обращением Пастернака к эпосу. К поэме о революции 1905 года примыкает аналогичное по жанру произведение «Лейтенант Шмидт». Оба со­чинения получили широкий отклик и признание критики. Двум этим историко-революционным произведениям предшествовала по­эма «Высокая болезнь», изображающая IX съезд Советов и высту­пающего на нем Ленина. Она была напечатана В. Маяковским в «ЛЕФе» в 1924 году. За «Девятьсот пятым годом» и «Лейтенантом Шмидтом» последовала большая поэма, или, как ее иногда назы­вают, роман в стихах «Спекторский» (1930).

В 1928 году у Пастернака возникает замысел прозаической кни­ги «Охранная грамота», законченной им только спустя два года. По определению самого Пастернака — «это автобиографические от­рывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся».

В 1931 году Пастернак отправляется на Кавказ. Знакомство с грузинскими поэтами Г. Табидзе и П. Яшвили переходит в подлин­ную дружбу. Пастернак переводит грузинскую поэзию и в поисках новой, более понятной системы поэтики, пишет книгу стихов «Вто­рое рождение» (1932). В этой книге Кавказ, Грузия дают поэту воз­можность обрести второе дыхание. Любовь, могущественная сила Кавказа и перспектива строительства «новой жизни», воспринятая с нравственной стороны, стремятся обрести в его поэзии лирическое единство, которое открыло бы новую даль и возможность внутрен­него обновления.

Начиная с 1936 года, Пастернак живет в подмосковном поселке Переделкино, и его работа носит систематический характер. Здесь он пишет стихи и прозу, выполняет большую серию переводческих работ. В Переделкино им созданы книги «На ранних поездах» (1936-1944), «Когда разгуляется» (1956-1959) и отдельные стихо­творные циклы. В начале Отечественной войны Пастернак прошел курсы военного обучения, добивался разрешения идти на фронт, но был с семьей эвакуирован в город на Каме Чистополь, где жили в ту пору и другие писатели. В военные годы Пастернак интенсивно работал над стихами, вошедшими в книгу «На ранних поездах» («Стихи о войне»), над серией переводов. Начатая еще в мирное время работа над текстами Шекспира была продолжена в 40-е годы и завершена после войны. Следует отметить и переводы грузин­ских поэтов, которыми Пастернак занимался долгое время (Николоз Бараташвили, Важа Пшавела, Тициан Табидзе и др.) Перево­дит он и с украинского, и с армянского, и с латышского языков. В этих работах, а также в заметках об искусстве Пастернак предстает как признанный мастер.

В 1945 году Пастернак начинает свою работу над романом «Док­тор Живаго», ставшим для него главным делом жизни.

Осенью 1946 года за лирические произведения Пастернак был впервые выдвинут на соискание Нобелевской премии, и с весны

1947   года начинается период его травли в печати, книги его под запретом. Лишь в апреле 1954 года журнал «Знамя» печатает 10 стихотворений под названием «Стихи из романа в прозе «Доктор Живаго», с авторским предисловием. Осенью 1954 года Пастернак вторично выдвинут на соискание Нобелевской премии. Осенью

1955   года работа над романом завершается, и Пастернак пытается опубликовать его в России, но безуспешно. Книга выходит в Ита­лии. На родине роман «Доктор Живаго» был напечатан лишь спус­тя четверть века в журнале «Новый мир» (№№ 1-4, 1988). Появи­лись статьи и исследования, посвященные этому произведению и его создателю. Последнее произведение — пьеса «Спящая красави­ца» (1960) — осталось незавершенным.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.