Вампилов, Старший сын. Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе?

Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе? Мотивируйте свое мнение.

С житейской точки зрения ситуация малоправдоподобна. И даже сходство об­стоятельств можно объяснить условностя­ми драматического произведения.

Почему Сарафанов поверил Бусыгину, что тот действительно является его старшим сыном?

Романтически настроенный исключи­тельно доверчивый герой, к тому же нуж­дающийся в контакте с детьми и не нахо­дящий его, с надеждой поверил в выдви­нутую версию, что Бусыгин его старший сын. Поверил потому, что в данный мо­мент нуждался в нем, в его помощи, что­бы как-то положительно повлиять на си­туацию в семье, нуждался в старшем бра­те для своих детей, более опытном и рассудительном, чем они. Нельзя не учи­тывать, что Бусыгин уже при первом зна­комстве произвел хорошее впечатление на Сарафанова.

Почему Сарафанов отказывается верить разо­блачению Бусыгина и его собственному признанию?

Сарафанов успел за короткое время по­любить Володю, почувствовать его сыновнее к себе отношение. И потому его первая реакция на разоблачение — прогнать са­мого разоблачителя. «Ты — настоящий Сарафанов! Мой сын! И притом любимый сын!» — вот ключевая реплика героя в этой сцене. Наконец, поняв, что это был розыгрыш, Сарафанов заявляет, что все равно будет считать Бусыгина своим сы­ном. Как мечтатель-романтик он стремит­ся создать из этой ситуации новую для не­го реальность: «Вы все мои дети, потому что я люблю вас».

Как бы вы охарактеризовали взаимоотноше­ния Сарафанова с Ниной и Васенькой?
Сарафанов вырастил Нину и Васеньку после того, как от него ушла жена. Дети не принимают всерьез его мечтаний и творческих порывов, иногда иронизируют над ним. Однако по-своему любят отца и берегут его «тайну». Они никогда не гово­рят ему, хотя это знает весь город, что он уже полгода не работает в филармонии, что перешел в кинотеатр, затем в же­лезнодорожный клуб, играет в похорон­ных процессиях. Не подлежит обсужде­нию в семье и тот факт, что отец уже не один год сочиняет то ли кантату, то ли ораторию под названием «Все люди — братья», безнадежно застряв на первой странице.

Сарафанов переживает за детей, особен­но за младшего, Васеньку, у которого без­ответная любовь к Макарской, женщине намного старшего его и не отвечающей взаимностью. Вася хочет уехать, бежать от себя. И это очень волнует Сарафанова, и он остро ощущает потребность в стар­шем сыне, чтобы помочь Васеньке.

Что влечет Бусыгина к Сарафанову и его семье? Почему он постоянно откладывает свой отъезд и фактически принимает на себя роль стар­шего сына и брата?

Анекдотически начавшаяся затея обо­рачивается для Бусыгина серьезным уро­ком жизни, знакомством с совсем иным, возвышенно-поэтическим взглядом на этот «безумный», неустроенный мир, быт, где иллюзия может быть привлекательнее правды, где есть открытость, безоглядная доверчивость. Общение с Сарафановым, с одной стороны, пугает Володю, он осоз­нает, что вместе с Сильвой совершает нравственное преступление («этот папа­ша — святой человек»; «не дай-то бог об­манывать того, кто верит каждому твоему слову»), а с другой — он очарован его иск­ренностью, надеждой на то, что «старший сын» поможет решить семейные пробле­мы. И выйти из этой игры оказывается очень трудно. М. И. Громова, известный театровед, справедливо указывает, что Вампилов «сумел в рамках бытовой коме­дии создать страсти по духовной близости людей, по доброте и взаимопониманию».

 

Сопоставьте отношения Бусыгина и родных детей Сарафанова к отцу. Что общего и различного вы находите в чувствах героев? В чем причины?

Бусыгин смог взглянуть не изнутри, а со стороны на семейные проблемы Сара­фановых. Его взгляд и отношение к отцу глубже, чем привычный взгляд детей, живущих и общающихся с ним постоян­но. Он глубже оценивает тонкий, поэтиче­ский мир героя, пусть и во многом неудач­ника по жизни, понял лучше других его ранимость.

Какую роль, по-вашему, играет в пьесе Сильва, придумавший историю со «старшим сы­ном»? Как вы думаете, почему он носит такое про­звище?

Сильва — прозвище опереточного про­исхождения. Он — циник, не привык ща­дить чувств людей и разбираться в них. Для него важнее сиюминутные удовольст­вия. Он придумывает эту историю только для того, чтобы уютно устроиться на ноч­лег, зная о страданиях Васеньки, вступает в любовную связь с Макарской, готов во­время уйти во избежание опасности. Он антипод Бусыгина и Сарафанова, он во­площение бездуховности. Его роль в пье­се — роль фоновая, по контрасту с кото­рой особенно ярко предстает тяга героев к искренности, теплоте отношений.

Какие нравственные проблемы подняты дра­матургом в этой пьесе?

О  них уже упоминалось в ответах на предыдущие вопросы. Это прежде всего проблема человека и человеческого досто­инства, духовной ценности родственных связей, которые необходимо научиться бе­речь. Родственная близость возникает не только по формальному родству (бросила же Сарафанова жена), но и в силу духов­ной привлекательности людей. Так полу­чилось с отношениями Сарафанова и Бу­сыгина.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.