ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ВРАЧ АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ, БИОГРАФИЯ

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ВРАЧ АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Часто приходится слышать от читателей со стажем: «А Чехов-то людей не любил». Еще бы: разве может писа­тель, верящий в самое лучшее в человеке, создать Белико­ва, Ионыча, Старцева, Топоркова и еще сотни портретов ничтожных, мелких людишек, прозябающих и гниющих заживо там, где человек должен совершать духовный подвиг — в школе, в больнице, в любви… Что ж, может, так оно и есть. Может быть, так же не любит людей хи­рург, отсекающий скальпелем гангренозную конечность, зубной врач, вытаскивающий щипцами разлагающийся зуб… Меньше всего Чехову хотелось продемонстрировать любовь к людям. Он их просто лечил.

Удивительно, как много сделал своими маленькими смешными рассказами Чехов. Емко, коротко, смешно — и страшно: как мелка наша жизнь, как легко мы проходим мимо нужного, как запросто тратим свою жизнь на глу­пости, как красиво мечтаем — и как не задумываясь профукиваем свои мечты… Чеховские чиновники способны умереть от чиха, чеховские городовые не в силах совладать с генеральскими собачками, чеховские писатели не могут ничего написать, чеховские актрисы — не в состоянии ни­чего сыграть… Да что там, они и любить не умеют — если и случится какая-то пронзительная любовь, то за минуту до смерти. Это — если рассматривать чеховское содержа­ние. Если же о форме — на сто лет вперед определил Чехов тот стилистический идеал, к которому будет стремиться высокая литература: точное слово, емкая фраза, узнаваемая деталь, разговорная речь. Чехова называли учителем реали­сты начала XX века, его же называют учителем постреали­сты XXI века — столетия идут, а чеховское слово остается непревзойденным.

Но и это не все.

Еще больше Чехов сделал помимо рассказов.

Например, он съездил на Сахалин (пять месяцев в доро­ге через всю империю): в одиночку переписал там забытое- заброшенное население, вручную заполнив десять тысяч карточек, заставил правительство изменить условия содер­жания сахалинских каторжан, на весь мир заявил о мило­сердии к отверженным в документальной книге «Остров Сахалин», вернув каторжному острову право на жизнь.

Или еще — построил на собственные средства три школы в подмосковном Мелихове. Собственные средства, кстати говоря, были не наследственным капиталом и не крупным выигрышем, и даже не приданым жены — Чехов, уникально работоспособный и удивительно организован­ный человек, прилично зарабатывал литературой. В шко­лах, открытых Чеховым, учили детей вплоть до 70-х годов XX века — крепкие, теплые здания, построенные для кре­стьянской детворы.

Когда в Мелехове поняли, что по соседству в имении поселился врач (до рассказов ли было подмосковным крестьянам!), местные жители стали обращаться к нему по своим болезным надобностям — и Чехов до обеда бес­платно вел врачебный прием, а после обеда — писал.

Когда в соседних губерниях случался неурожай (а слу­чался он часто), Чехов выезжал туда как врач и как корми­лец, снаряжая подводы с продовольствием.

Когда нужны были добровольцы на Всероссийскую перепись, писатель оставил теплый кабинет и снова отпра­вился в далекие деревни и забытые хутора.

Вполне возможно, это никакая не любовь к людям, а простое желание настоящего русского интеллигента про­жить свою жизнь так, как должно: не страшась Поступка, не убегая от Долга, не боясь Подвига и не требуя Награды.

И даже Не очень-то заботясь о благодарной памяти по­томков.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.