Характеристика героев по произведению Джека Лондона «МАРТИН ИДЕН»

МАРТИН ИДЕН

Мартин Иден — главный герой романа. Это двадцати­летний малообразованный юноша. Он беден, неоте­сан, но у него сильная воля и привычка к труду. Мартин рано потерял родителей, поэтому ему пришлось за­рабатывать на хлеб нелегким трудом моряка. Мартин снимает тесное помещение в доме своей сестры, но в этой жалкой каморке едва помещаются кро­вать, умывальник и один стул. Не складываются отношения у героя с зятем, который упрекает его в пьянстве и иждивенчестве. Поворотным моментом в жизни Мартина становится посещение семейства мисте­ра Морза. Знатный буржуа приглашает юношу на обед в благодарность за оказанную услугу: Мартин всту­пился за честь его сына. Побывав в интеллигентном доме, где его впервые называли «мистером», встре­тив там свою любовь — «бледное воздушное сущест­во», Мартин загорается стремлением преодолеть барьер между собой и «людьми высокой культуры». Роман Лондона полон контрастов. В нем резко противопос­тавлены друг другу мир бетлеров, морзов и хиггинботемов (мир американского мещанства, от крупных преуспевающих дельцов до жалких обывателей, ко­торые мечтают быть похожими на них) и мир людей труда, представленный прежде всего Мартином Иденом, его друзьями, Лиззи Коннолли, участниками массовых сцен. По воле автора читатель попадает то в салон Морза, то в прачечную, где трудится главный ге­рой, в его тесную каморку, где, задыхаясь от чада керосинки, он пишет свои первые стихи и рассказы, читает книгу за книгой, овладевая сокровищами мировой культуры, а также опьяняющими ум идея­ми из книг модных декадентских авторов. Знако­миться с философией Спенсера и Ницше Мартин начи­нает после того, как возлюбленная молодого писате­ля Руфь подвергает резкой критике его работы. Читая труды Спенсера, Мартин открывает для себя, что «когда-то ничего не знал… что лишь скользил по по­верхности вещей без всякой попытки установить между ними связь». Происходит коренная перест­ройка мировоззрения героя, он обретает способ­ность абстрагироваться, отстраняться от действи­тельности, уходит от своего прежнего бытия. Мартин становится известным и высокооплачиваемым писа­телем. Но он не чувствует себя счастливым. В мире морзов и бетлеров чувства оказываются фальшью (Руфь только увлечена Мартином, их отношения — лишь игра для нее). Мартин переживает разрыв с прежней средой — средой трудового люда, способного на ис­кренние чувства (любовь Лиззи Коннолли к Мартину). Образ Мартина трагичен. В этом герое заметны черты но­вого человека, который идет на смену людям, чьи души искалечены миром собственнических отноше­ний. В таланте молодого писателя заключено новое восприятие мира. Мартин рожден и воспитан трудовым народом, несет в себе его мораль, его понимание действительности. При этом сам автор, прошедший тяжелую школу трудовой жизни, далек от слаща­вого преклонения перед людьми из народа, прокла­дывающими путь к искусству. А цель эта может быть достигнута лишь при огромной требовательно­сти к себе, ценой напряженного труда, открываю­щего доступ к знаниям, которые другим — вроде молодых Морзов — доставались легко, так как бы­ли получены ими в привилегированных школах. Однако Мартину тяжело находиться в том мире, от кото­рого он добился признания, ему нечем дышать в ок­ружении мещан и дельцов, его не привлекают ком­форт и удобства, вдобавок он потерял и друга, и возлюбленную. Мартин обрекает себя на добровольную гибель. Он делает последние распоряжения: обес­печивает безбедное существование сестрам, также не забывает отблагодарить за доброе, сердечное от­ношение Марию — содержательницу снимаемой им квартиры. Мартин сливается с океаном — мощной при­родной стихией, которая символизирует ту среду, откуда он вышел, где лежат корни, питавшие его мастерство.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.