Характеристика героев по произведению Мольера «ДОН ЖУАН, ИЛИ КАМЕННЫЙ ГОСТЬ» | ДОН ЖУАН

ДОН ЖУАН

Дон Жуан — главный персонаж комедии, молодой ве­сельчак и повеса, живущий по принципу «все дозволе­но». Слуга Сганарель характеризует его следующим об­разом: «Мой господин Дон Жуан — величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, со­бака, дьявол, турок, еретик». (Пер. А. В. Федорова). Но Дон Жуан у Мольера — это не воплощение общечеловечес­кого порока (разврата), а конкретный социальный тип французского дворянина. Он живет на широкую ногу, но в долг, как вся «золотая молодежь» его времени; деньги он заимствует у буржуа Диманша, «черной кос­ти», которого откровенно презирает, дурачит, но умеет обворожить, так и не отдавая долги. Отец героя Дон Лу­ис осуждает сына. Он убежден, что «знатное происхож­дение без добродетели — ничто», что «добродетель — это первый признак благородства». Дон Жуан лишен сынов­них чувств, им движет лишь корысть, желание как можно скорее получить наследство и промотать его. Он сам освободил себя от моральной ответственности. Ког­да Сганарель говорит ему: «…если вы знатного рода… то вы от этого умней… вам все позволено, и никто не смеет вам правду сказать?», то в ответ тот лишь смеется, уверенный в своей безнаказанности. Мольер стремил­ся показать, насколько знатный дворянин безнравст­вен. Но герою комедии присущи и положительные ка­чества: смелость, ум, образованность. Мыслит он ши­роко и критически. Благодаря этому он пользуется симпатией не только у женщин, но и у Сганареля, кото­рый, осуждая своего господина, часто любуется им.

Дон Жуан — вольнодумец-скептик. Скептически он от­носится ко всему: к женщинам, медицине, религии, бо­гу. В жизни он стремиться к одним лишь удовольствиям. Убежденный многоженец, он признается: «Я не могу любить один раз, меня очаровывает всякий новый предмет…» Ему безразлично, ждет его небесная кара или нет, он презирает религию и церковников, он вы­ступает и против самого Бога, отрицает загробную жизнь, не верит ни в ад, ни в рай, а признает только реальные обстоятельства.

Однако к пятому акту прямодушный Дон Жуан стано­вится лицемером: он ради собственной выгоды при­миряется с отцом и угрожающими ему братьями Эльвиры. Он решает притвориться порядочным че­ловеком, потому что так поступают все.

В финале комедия становится трагикомедией: Дон Жуан проваливается в ад.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.