Характеристика героев по произведению Томаса Манна «ДОКТОР ФАУСТУС» | АДРИАН ЛЕВЕРКЮН

АДРИАН ЛЕВЕРКЮН

Адриан Леверкюн — композитор, который якобы жил и тво­рил в Германии (1885-1940). Его можно назвать Фаустом XX века, Фаустом эпохи империализма и декаданса. Однако он, продавший душу дьяволу, скорее синтез Фауста и Мефистофеля, так как в романе ему никто не противостоит, у него нет на­стоящего антагониста (у Гёте Фаусту противопос­тавлялся Мефистофель). Леверкюн носит своего дьявола в душе, являясь порой его отражением. Одинокий композитор, замкнувшийся в сфере своего таланта и мысли, ради неизведанных горизонтов творчества вступивший в сделку с темными силами, гнездящи­мися в нем самом, — это и есть Адриан Леверкюн Историю жиз­ни и творческие поиски композитора раскрывает, комментирует его ближайший друг и почитатель, гимназический профессор словесности Серенус Цейтблом. Впервые в своей творческой практике Т. Манн вводит в произведение рассказчика, что позволяет писателю продлить время действия ро­мана и связать судьбу Адриана Леверкюна с судьбой Германии в эпоху второй мировой войны. Соответственно в романе освещаются две эпохи — жизнь и деятель­ность Адриана Леверкюна до весны 1930 года, когда его постигло безумие, и время, когда Цейтблом работает над его биографией, жизнеописанием, хронологически сов­падающее с последними годами второй мировой войны. Цейтблом, профессор словесности, всегда стоявший в стороне от политики, но воспитанный на идеях гуманизма, лишь догадывается, что меж­ду мрачным, уродливым развитием таланта друга его детства и катастрофой, постигшей Германию в 1945 году, существует некая таинственная связь. В судьбе Леверкюна повторяется судьба Германии. Эсте­тизм и варварство родственны друг другу. В общей вине «немецкого духа», подготовившего фашизм, есть и доля вины главного героя. Адриан Леверкюн выступает в романе как обобщение историко-философского развития этого духа на определенном этапе. Кар­тина духовной деградации и гибели Леверкюна закономер­на. Она перемежается эпизодами, посвященными событиям конца второй мировой войны, агонии фа­шистского режима под сокрушительными ударами Советской Армии. Автор подчеркивает, что между трагической судьбой нации, потерпевшей катастро­фу в 1945 году, и судьбой Леверкюна, продавшего душу Ме­фистофелю, существует прямая связь. По мнению автора, на немцев ложится ответственность за со­вершенные фашизмом преступления, за зверства, совершенные гитлеровцами (Цейтблом в своем дневнике пишет о Бухенвальде). Т. Манн оконча­тельно рассчитывается с философией Шопенгауэра и Ницше, осуждает декаданс, как «союз красоты и варварства». Одновременно им выражается на­дежда на возрождение Германии и ее гуманистиче­ской культуры после крушения гитлеровского ре­жима.

Многие факты из биографии Адриана Леверкюна совпадают с фактами жизни Ф. Ницше — одного из немецких философов, на идеях которого строилась идеология фашизма. Таков факт душевной болезни композито­ра, уверовавшего в конце концов в то, что он продал душу дьяволу в обмен на творческое вдохновение, что его душа и талант — не от Бога, а от дьявола. Леверкюн порой искренне тоскует по настоящему, неподдель­ному человеческому чувству (не случайно при нем всегда томик стихов Шекспира). Он предпринимает несколько попыток прорваться к сердцам людей, но все усилия оказываются тщетными. Одиночество и сознание разобщенности с народом и эпохой приво­дят Леверкюна к абсурдной мысли о том, что музыка не стре­мится быть услышанной (по мнению Адриана Леверкюна, сочините­лю достаточно слышать ее во время написания). Му­зыкальные произведения Леверкюна становятся все более изощренными в формальном отношении и настолько технически сложными, что исполнить их могли бы лишь коллективы немыслимых виртуозов или же певцы-кастраты. Окончательно утратив способность к оригинальному творчеству, полагая, что формы классического искусства уже исчерпаны (эту мысль еще повторит дьявол), композитор обрекает себя на пользование чужим материалом, на пародирование уже существующего. Сделку с дьяволом Леверкюн соверша­ет в 1912 году, а спустя 10 лет он становится знаме­нитым. Дьявол не покидает Леверкюна. Он сообщает компози­тору его же собственные мысли о болезни как адском наваждении, об искусстве, как порождении этой бо­лезни, о патологическом происхождении гениальнос­ти и т. п. Леверкюн вступает на ложный путь, который ведет его к формализму, эстетству, антинародности, анти­гуманизму, живет в полном отрыве от жизни народа и, защищая некое абсолютное искусство, осуждает себя на интеллектуальную «стужу». Во время бесе­ды с дьяволом на коленях А. лежит статья Кьеркего­ра, родоначальника современного экзистенциализма, провозгласившего основным этическим принципом полную изолированность человека от мира, отказ от объективной действительности ради «выбора самого себя». Проникшись идеями Кьеркегора, Леверкюн с легкос­тью воспринимает тезис дьявола о безраздельном господстве «стихии зла» и о полной невозможности человека бороться с этой стихией. Одиночество, страх, неуверенность, безнадежность — все это уси­ливается в душе Леверкюна. Он полон пессимистических на­строений, ожиданий конца света. Создается его ора­тория «Апокалипсис» — прямое выражение душев­ного состояния композитора. В реальной жизни продолжают происходить мрачные события: умирает от менингита племянник Леверкюна, пятилетний мальчик Непомук. После разговора с дьяволом композитор убеждает себя, что ему запрещено любить других, что это — непременное условие для процветания его таланта. Смерть Непомука наносит Леверкюну окончатель­ный удар и действительно подтверждает, что он не может никого любить. Адриан Леверкюн пишет свое последнее произведение — «Плач доктора Фауста», после чего сходит с ума от отчаяния, безысходности, отвраще­ния ко всему сущему. «Плач доктора Фауста» — это не просто вопль безнадежности и потрясающая жа­лоба, это и апофеоз зла, царящего на земле, это так­же попытка опровергнуть Девятую симфонию Бетхо­вена с ее жизнеутверждающим гуманизмом. Леверкюн про­ходит путь, который приводит его к мраку и катастрофе, как пришла к этому вся Германия. И все-таки главный герой мечтал вслух об искусстве здоровом, полноценном, об искусстве, которое будет «на ты» не с одними только образованными людьми. На грани безумия он понял многое — понял, какой должна быть музыка, над которой не будет властно время. Финал романа «Доктор Фаустус» сходен с финалом трагедии Гёте «Фауст». Последний моно­лог композитора — это монолог обретенного пути. Но, как и Фауст, герой Т. Манна остается за преде­лами познанной им эволюции. Мечтая о светлом и жизнеутверждающем искусстве, сам он идет дру­гим путем — путем союза с темными силами реак­ции.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.