Художественные особенности. Прежде всего они связаны с традициями русского фольклора в области формы и стиля. Помимо традиционных масок животных, их иерархии и принципов раскры­тия (орел — царь, заяц — трус и т.д.), следует сказать о народно­сказочной лексике и речевых оборотах (жили-были, по щучьему ве­лению), принципе троекратия.

Но в отличие от народных сказок, Щедрин широко вводит в свои сказки остросовременную сатиру, с которой связан ряд других особен­ностей этих произведений. Так, в сказках появляются детали, связан­ные с современной автору жизнью (пескарь «жалованья не получает и прислуги не держит»). Отражается это и в лексике, включающей кан­целяризмы, жаргонизмы, архаизмы, иностранные слова, публицисти­ческую лексику (жизнью жуировать, отрекомендоваться, жизненный процесс завершает), что невозможно в фольклорной сказке.

И все же главное — это гротескная заостренность образов, ис­пользование аллегории, иносказания и эзопова языка.

Эзопов язык — это нарочито затемненный, полный намеков и не­домолвок литературный язык, который писатель вынужден исполь­зовать, чтобы выразить свою мысль иносказательно и избежать за­прета цензуры. Эзопов язык приводит к тому, что не названный, но описанный предмет легко угадывается по ассоциации или через ал­люзии. Он еще до создания сказок широко использовался в творчест­ве Салтыкова-Щедрина, но именно в сказках раскрылись все его бо­гатейшие возможности. Благодаря ему в сказках возникают неожи­данные переключения из реального плана в нереальный, что созда­ет некую фантастическую призрачность происходящего.

В сказках Салтыкова-Щедрина, таким образом, сконцентриро­ваны важнейшие особенности творческой манеры писателя: укруп­ненное, заостренное изображение действительности, обнажающее скрытые «механизмы» жизни; единство обыденного и чудесного, со­циального и фантастического; ироническое повествование, окра­шенное сердечной болью и гневом.

Писатель избрал стиль, соответствующий природе его таланта и вместе с тем отвечающий главной задаче литературы: исследовать жизнь как можно полнее и точнее, познать ее движущие силы, ко­нечный смысл. По справедливому замечанию Тургенева, сатира Щедрина — это «увеличительное стекло» художника-исследователя. Продолжателем традиций писателя в русской литературе XX века стал М.А. Булгаков.

На этой странице искали :

  • художественные особенности сказки