Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?

Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екате­рины подчеркивают неискренность ее пережива­ний?

Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера по­вествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетли­во. У Данилыча «глаза покраснели, стали волчьи, злые от грусти… Екатерина воз­рыдала. Кто в первый раз услыхал этот рев, тот испугался, тот почуял — есть хо­зяйка. И нужно реветь. И весь дом заре­вел и казался с улицы разнообразно реву­щим».

Какой предстает восковая персона в вос­приятии «хозяйки», «ее самодержавия»? Почему даже восковое подобие императора продолжает беспокоить живых?

«Гипсовый портрет смотрел на всех яй­цами надутых глаз, две морщины были на лбу, и губа была дернута влево, а скулы набрякли материею и гневом…

И ей не мог быть приятен вид, откры­вавшийся в палате: на возвышенных креслах, под балдахином сидело восковое подобие… Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен… И хоть оно восковое, а все в императорском звании». Таковы мысли, которые возникали при взгляде на воско­вую персону.

Сопоставьте две фразы из восьмой части четвертой главы: «Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен…» и «Итак он сидел, ото всех поки­нутый…». Что отличает их друг от друга, кому они принадлежат? Почему восковое подобие отправ­лено в кунсткамеру («Там ему место»)?

Первая фраза передает сомнения «хо­зяйки», а вторая — оценку ситуации ав­тором. Обе они объясняют причину, по ко­торой восковое подобие было отправлено в кунсткамеру.

В пятой главе, как и во второй, дается опи­сание кунсткамеры от лица свидетеля всего проис­ходящего. Одинаковы ли эти описания? Обратите внимание на сам тон повествования. Как изобра­жена «встреча» восковой персоны с одним из жи­вых «монстров» кунсткамеры?

В пятой главе описана процедура пере­мещения восковой персоны в кунсткаме­ру и события, которые там произошли. Сначала к персоне приблизился шестипа­лый, а позже и сам господин Ягужинский. И оба они не знали, что персона мо­жет подняться при нажиме на особую пру­жинку, и оба были потрясены тем, что восковая персона поднялась во весь рост.

Тынянов, часто говоря о восковом подобии императора, употребляет слова «сидел», «сидит». Почему же «воск встал», указав на дверь гене­рал-прокурору Ягужинскому? Что означает этот жест и относится ли он только к Ягужинскому?

Говоря о восковой персоне, автор имеет в виду тот облик, который придал ему скульптор. Выражение «воск встал», ско­рее всего, подчеркивает то, что даже воско­вое подобие все же хранит в себе отблеск былой власти и сильнее тех, кто пытается проявить неуважение даже к восковому изображению великого императора.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.