З.Н. Гиппиус самобытная фигура «серебряного века»

З.Н. Гиппиус (1869-1945) — самобытная фигура «серебряного века», яркая поэтесса и мемуаристка, оставившая в книге воспоми­наний «Живые лица» (1925) свое свидетельство об этой эпохе. По­эзия 3. Гиппиус — монолог души. Являясь долгие годы женой Д.С. Мережковского, с которым она не расставалась даже на не­сколько дней, Зинаида Николаевна также находилась под властью религиозных исканий, по-новому смотря на Бога, обретая в христи­анстве некоторую жизненную и творческую опору. Первые стихо­творения поэтессы появились в 1888 году в журнале «Северный вестник», вокруг которого сгруппировались символисты старшего поколения. Вместе с Д.С. Мережковским и Д.В. Философовым 3. Гиппиус в 1903-1904-ом годах издавала литературный журнал «Новый путь», в котором выступала не только как поэт, но и как критик и публицист. Первые поэтические сборники «Собрание сти­хов» вышли в 1904 и 1910-м годах. В стихотворениях этого периода чувственная любовь лирического героя сочетается со страхом смер­ти. Собственная личность понимается поэтессой как высшая цен­ность, в лирике прослеживаются мотивы собственной избранности, культ одиночества, эстетизация упадка:

Люблю я отчаяние мое безмерное,

Нам радость в последней капле дана.

И только одно здесь я знаю верное:

Надо всякую чашу пить до дна.

(«До дна»)

Основные темы своей поэзии: человек, любовь и смерть — З.Н. Гиппиус продекламировала в 1927-ом году в стихотворении «Тройное»:

Тройной бездонностью мир богат.

Тройная бездонность дана поэтам.

Но разве поэты не говорят Только об этом?

Только об этом?

Тройная правда — и тройной порог.

Поэты, этому верному верьте.

Только об этом думает Бог:

О Человеке.

Любви.

И Смерти.

Поэзии 3. Гиппиус свойственна психологическая углубленность, поиск новой веры, гордое одиночество, стилистическое мастерство, рит­мическая изысканность. В.Я. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы «писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные, легко запоминающиеся формулы». Стиль Гиппиус нельзя спутать ни с кем: много в нем личностного, потаенного:

Мы негодуем иль играем,

Иль лжем — но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна — любовь одна.

(«Любовь — одна»)

Молитва — любимый жанр поэтессы. К ней она обращается, мечтая о чуде:

И это желание не знаю откуда Пришло откуда.

Но сердце просит и хочет чуда,

Чуда!

(«Песня»)

В 1918 году опубликован поэтический сборник З.Н. Гиппиус «По­следние стихи. 1914-1918». Находясь под воздействием символист­ской эстетики, 3. Гиппиус пишет о тяжелых для России потрясениях начала XX века в стихотворениях «14 декабря», «14 декабря 17 года», «14 декабря 18 года», посвященных декабристской тематике. Петер­бург предстает в этих стихах «оплеванной Невой», городом, где поте­рян «и стыд души, и честь земли». Петербург — «герой» многих сти­хов Гиппиус: «Петербург» (1909), «Петроград» (1914), «Лазарь» (1922) и др. Для поэтессы столица — победоносный деспот, который умер­щвляет своим дыханием поверженную Россию. Это — город смерти, ему она предрекает отмщенье («Петербургу быть пусту»):

Кто посягнул на детище Петрово?

Кто совершенное деянье рук Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,

Смел изменить хотя б единый звук?

Не мы, не мы…

Растерянная челядь,

Что, властвуя, сама боится нас!

Все мечутся, да чьи-то ризы делят,

И все дрожат за свой последний час…

(«Петроград»)

Город на Неве для Гиппиус — трагический символ былого вели­чия. Стихотворения поэтессы разных лет, посвященные северной столице, вписаны по праву в контекст эпохи. В 1909 году поэтесса шлет проклятья и гибель городу — «Божьему врагу» и утверждает, что никакое «очищающее пламя» его не спасет («Петербург»), в де­кабре 1914 года, разгневавшись «патриотическим» переименовани­ем «детища Петрова», призывает на помощь «Медного Вождя» и уверена, что «прекрасно-страшный Петербург» восстанет в «белоперистости вешних пург» (стихотворение «Петроград»), В 1919-м году, также как и муж Д.С. Мережковский, не приняв Октябрьской ре­волюции 1917-го года, З.Н. Гиппиус эмигрировала из России во Францию, где и прожила до конца своей жизни.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.