Что нужно знать о сочинении
Сочинение — одна из наиболее сложных форм творческих работ в школе. Написание сочинения предполагает умение глубоко понять тему, логично, аргументированно, образно изложить свои мысли, сделать выводы и обобщения. Сочинение свидетельствует об уровне развития речи учащегося, самостоятельности и оригинальности его мышления.
При написании сочинения необходимо:
— определить круг вопросов, затрагиваемых темой: о чём нужно написать, чтобы раскрыть её;
— продумать идею, которая будет развиваться в сочинении: сформулировать основную мысль работы, вывод по теме;
— определить тип текста и жанр сочинения: сочинение-описание, повествование, рассуждение, эссе, портретная зарисовка и др.;
— составить план, соблюдая последовательность изложения мыслей;
— глубоко и доказательно раскрыть тему;
— написать работу грамотно в речевом отношении, соблюдая нормы правописания.
Программа рекомендует следующий объём сочинения в качестве примерного (имеются в виду тетрадные страницы рукописного текста):
— в 5 классе — 0,5-1 страница;
— в 6 классе — 1-1,5 страницы;
— в 7 классе — 1,5-2 страницы;
— в 8 классе — 2-3 страницы;
— в 9 классе — 3-4 страницы.
Эти нормы весьма приблизительны. Объём сочинения, безусловно, зависит от стиля и жанра работы, темы и замысла, характера мышления и даже почерка ученика.
Тема сочинения
Тема — это тот круг явлений, который вы изображаете в сочинении, его непосредственное содержание, предмет вашего исследования и размышления.
Тема должна быть понятна. Вы ещё до начала работы должны определить, о чём будете писать. Если есть сомнения в правильном понимании темы, проконсультируйтесь с учителем или выберите другую (обычно даже в среднем звене предлагается несколько вариантов).
Темы сочинений по русскому языку (развитию речи) можно условно разделить на несколько групп.
- Сочинения-описания, эссе Темы-наименования («Ваза для цветов», « Оригинальный поднос », « Ландыш », «Альбом для марок», «Заветная шкатулка» и др.). Их раскрытие предполагает описание предмета и выражение своего отношения к нему. Темы-характеристики («Наша кошка», «Мой верный друг», «Автопортрет», «Человек, который мне нравится», «Моя семья» и др.). Их раскрытие требует не только описания внешних особенностей, но и характеристики внутренних качеств объекта (обычно животного или человека, группы лиц). Темы-наблюдения («Поздняя осень в лесу», «Деревья в снегу», «Идёт весна», «Роса на траве», «На берегу моря» и др.). При их раскрытии необходимо опираться на свои наблюдения, воспоминания, ассоциации. Темы-впечатления («Какими звуками встречает меня школа?», «Какими звуками встречает меня лес?», «Звуки осени», «Моя дорога в школу» и др.). При их раскрытии важно опираться на свои собственные впечатления от увиденного, услышанного, т. к. здесь важны не очевидные свойства описываемого, а что-то особенное в нём, открывшееся только вам. Темы-восприятия («Картина В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», «Белоствольная красавица», «Бесценная фотография», «Портрет А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина» и др.). Раскрытие таких тем требует навыков анализа художественного произведения: картины или фотографии. Нужно вкратце рассказать об авторе либо истории создания полотна (появления фотографии), описать с элементами анализа изображённое, высказать своё отношение к предмету изображения.
- Сочинения-рассуждения Темы-констатации («Футбол — школа мужества», «Книга — мой друг», «Мой любимый вид спорта», «Природу надо беречь» и др.). При работе над такими темами нужно изложить известные факты о предмете рассуждения, при этом снабдить их собственным комментарием. Темы-проблемы («Зачем нужен язык, какова его роль в жизни общества?», «Какого человека я считаю культурным?», «Почему книгу надо беречь?», «Почему нужно заниматься спортом?» и др.). Их раскрытие требует глубоких размышлений, поиска исчерпывающего ответа на вопрос, выражения своей позиции и её аргументированного обоснования. Темы-представления («О чём могут рассказать следы на снегу?», «Какой должна быть школьная перемена и почему?» и др.). Здесь вам понадобятся фантазия, оригинальность мышления вместе с умением убеждать.
- Сочинения-повествования Темы-воспоминания («Как я однажды нашла белый гриб», «Как я дрессировал собачку», «Что случилось со мной однажды в походе», «Когда моя бабушка училась в школе» и др.). Их успешное раскрытие предполагает рассказ о действиях, событиях в их хронологической последовательности и оценку произошедшего. Темы-зарисовки («Сегодняшний день», «Вот так история!», «Удачный выходной» и др.). При их раскрытии необходимо не только рассказать о событиях, но и обратить внимание на нечто необычное, случившееся в определённый момент. Темы-интерпретации («Как Стёпа дрова колол», «Урок мудрости», «Горе-мечтатель», «Берегите братьев наших меньших» и др.). Их раскрытие предполагает индивидуальную трактовку увиденного или услышанного (к теме прилагаются рисунки или короткий рассказ-сюжет).
Получив тему, задумайтесь: понятна ли вам её формулировка, а значит, и ваша задача;
— есть ли у вас материал к этой теме; если нет, как его подобрать;
— какие оригинальные мысли, суждения вы можете предложить;
— каков тип текста и жанр предполагаемой работы.
Идея сочинения
Идея вашей работы — это то, что вы хотите сказать по поводу данной темы, это отношение к предмету описания, впечатления от события, о котором рассказываете, позиция-тезис и характер доводов в рассуждении.
Идея сочинения должна быть осознана ещё в начале работы, чётко сформулирована и проведена от вступления до заключения через основную часть. Она придаёт цельность, стройность и логичность работе. Если же идея отсутствует, т. е. вы не знаете точно, что сможете сказать по этой теме, на чём сделаете акцент, сочинение не будет интересным, тему не удастся раскрыть.
Жанр сочинения и функциональносмысловой тип текста
В основе определения жанра лежит функционально-смысловой тип текста. Различают три основные разновидности: повествование, описание и рассуждение.
Повествование — это рассказ о событиях, происшествиях, действиях. В нём одно действие сменяется другим, другое — третьим и так далее, поэтому доминантная роль в этой форме словесного выражения принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они обозначают последовательно сменяющие друг друга события, обеспечивают развёртывание сюжета. Предложения в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными.
Описание — это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков: описания предмета (какой предмет), места (где что находится), состояния среды (каково здесь), состояния человека (каково ему здесь). В описании больше, чем в повествовании, слов, обозначающих качества, свойства предметов. Глаголы в описании выступают, как правило, в форме несовершенного вида, настоящего или прошедшего времени. Важно, что в описании они обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне.
Рассуждение — это словесное доказательство (почему так, а не иначе; что из этого следует), объяснение (что это такое), размышление (как быть; что делать). Оно отличается от повествования и описания прежде всего более протяжёнными и сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи) и абстрактной лексикой, т. е. значительным количеством слов, обозначающих понятия (в повествовании и описании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления). В любом рассуждении есть тезис, и обоснование высказанной мысли, логический вывод из всего сказанного.
Нередко в одном тексте бывают представлены различные типы речи.
Основные требования к речи
Правильность — соблюдение порядка слов, норм согласования и управления. Например, неправильно убираемая комната мною — правильно убираемая мною комната; неправильно удивляться чем-либо — правильно удивляться чему-либо; неправильно Врач Иванова зашёл в кабинет — правильно Врач Иванова зашла в кабинет.
Точность — соответствие слов, употребляемых в речи, её содержанию. Точная речь такая, которая наиболее верно выражает мысль, характеризует предмет и т. д. Например, неправильно Давай вечор встретимся, т. к. слово вечор означает «вчера вечером».
Ясность предполагает хорошее знание предмета речи, грамматического строя языка и владение достаточным запасом слов для выражения мыслей по теме. Ясность нарушается пропуском слов, употреблением предложений, которые могут быть поняты двояко, и т. д. Например, неправильно Пошли в футбол (пропущено слово играть), из предложения Сады окружали луга не ясно, что было окружено: сады или луга.
Стилистическая целесообразность, т. е. соответствие содержанию, условиям и задачам высказывания. Например, неуместно использование выражения из этого следует в художественном тексте: Наступила поздняя осень. Из этого следует, что багрянцем покрылись леса, птицы потянулись на юг, зачастили дожди.