Как писать сочинение – рассуждение
Сочинение-рассуждение – это обязательный пункт программы по развитию письменной речи в школе. Особенно часто такие работы пишут учащиеся старших классов. Из трех видов сочинений этот – самый сложный, ведь ученику помимо грамотности и владения материалом нужно еще и иметь свою точку зрения на ту или иную проблему, а также уметь доходчиво выражать мысли, аргументировать, анализировать, приходить к определенным заключениям. Многим школьникам подобные задания даются нелегко, но знание общих правил, как писать сочинение-рассуждение, существенно облегчает задачу.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Готовясь к написанию сочинения данного жанра, необходимо серьезно изучить материал, который является темой работы. Если размышление касается какого-то литературного произведения, следует предварительно внимательно его прочесть, выделить для себя важные цитаты, мысленно проанализировать текст, попытаться понять, что хотел донести автор, и сформулировать собственное отношение к поведению героев и идее. Если же сочинение будет на вольную тему, можно почитать, что думали и думают по данному поводу выдающиеся люди, вспомнить примеры из жизни и т.д.
Работая над сочинением-размышлением, важно помнить, что задача состоит не только в том, чтобы выразить свои мыли по тому или иному поводу, а и в том, чтобы убедить читателя! Поэтому чем серьезнее будут аргументы, тем лучше. Просто заявление «Мне так кажется» вряд ли кого-то убедит. А вот яркий пример или цитата из произведения классика – это уже другое дело.
Как и любой другой жанр сочинений, рассуждение предполагает наличие плана, а также разделение текста на три части. Это вступление, основная часть и заключение. По каждой из них мы пройдемся ниже и определим, что именно там нужно писать.
Вступление
Обязательный и очень важный структурный элемент сочинения-размышления – вступление. Оно не должно быть длинным – ему следует выделить примерно одну пятую часть от общего объема текста. Иногда хватает нескольких емких предложений, а иногда будет уместен достаточно большой абзац.
Цель вступления – постановка проблемы, которая будет рассматриваться в сочинении. То есть, задача автора – выдвинуть тезис, чтобы потом (в основной части) доказать его или опровергнуть.
Например, в сочинении на тему «Справедливость» во вступлении должны быть поставлены вопросы: «Что такое справедливость?», «Какого человека можно назвать справедливым», «Существует ли в мире справедливость?» и т.п.
Постановку вопросов следует закончить фразой наподобие: «А теперь давайте попробуем разобраться» или «Поговорим об этом подробнее»… То есть, логически завершить вступление перед основной частью.
Основная часть
Основная часть сочинения является наиболее объемной, занимая примерно три пятых всего текста. Здесь как раз и приводятся аргументы, доказывающие или опровергающие выдвинутый во вступлении тезиса.
Чем серьезнее будут обоснования, тем больше шансов убедить читателя. Если сочинение пишется по какому-то произведению, целесообразно приводить из последнего цитаты, которые характеризуют героев и доказывают ту или иную идею. Если тема вольная, хорошо бы привести примеры из собственной жизни, жизни других людей, а также жизни общества в целом. В последнем варианте в качестве материала можно взять журналистские работы.
Основная часть делится на абзацы, каждый из которых – законченная мысль.
Оптимальное количество аргументов в основной части – три-пять, но иногда бывает достаточно и двух; все зависит от их убедительности и темы.
Заключение
Заключение, как и вступление, должно в идеале занимать одну пятую сочинения. Здесь автор подытоживает все, что написано выше, приходит к каким-то выводам и четко формулирует их. Начинать заключение можно вводными словами и фразами: «Таким образом», «Итак» и т.п., подытоживая основную часть и отвечая на вопросы, заданные во вступлении.
Заключение – очень важный элемент. Именно от концовки зачастую зависит эффект, произведенный сочинением на читателя. Нужно быть мастером слова и не только теоретически знать, как написать сочинение-рассуждение, чтобы уметь ярко завершать подобные работы. Здесь крайне важно не перегнуть палку: вывод должен быть, с одной стороны, четким, а с другой – слишком категоричным он быть не должен. Ведь истина – субстанция очень тонкая. Иногда, чтобы достичь ее – мало целой жизни, что уж говорить об одном сочинении? Поэтому всегда следует оставлять право и себе, и читателю мыслить дальше, искать новые аргументы, сомневаться и развеивать сомнения, развиваться и идти вперед. И кто знает, может в следующем сочинении на эту же тему выводы будут уже совершенно другими?..