Умение анализировать лирическое произведение необходимо школьнику и при написании сочинения, и при сдаче традиционного устного экзамена по литературе, и при сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Анализ лирического произведения вызывает трудности. Лирику цитируют, пересказывают, но не обдумывают. Размышления о художественном своеобразии стихотворения часто сводится к механическому перечислению эпитетов, сравнений, метафор. Поэтический образ не раскрывается во всей его многозначности, многогранности, позиция поэта не находит понимания.
Чтобы избежать подобных недостатков при анализе лирического произведения, следует прежде всего думать о наличии сквозных, центральных образов стихотворения. Необходимо рассматривать стихотворение как художественное целое. Лирика — самый субъективный род литературы. Понять настроение произведения, раскрыть перепады чувств, найти причины изменений эмоций, впечатлений поэта — один из основных путей постижения глубинного смысла лирического произведения. Осмысление поэтических образов, раскрытие художественновыразительных средств подчинено выявлению основного замысла поэта, поиску идейно-тематического своеобразия стихотворения.
Лирическое произведение — самостоятельный, но не замкнутый мир, поэтому необходимо искать выходы за пределы произведения, проверять собственные впечатления от встречи со стихотворением, объяснять творческий замысел автора.