Жанры сочинения

Жанры сочинения

1)   дневник;

2)    литературно-критическая статья;

3)    очерк;

4)    путешествие;

5)    рецензия;

6)    эпистолярный жанр (письмо);

7)    эссе.

Кроме того, модель выпускного сочинения содержит в себе такие виды работы, как анализ стихотворения, анализ эпизода из художественного произведения, сравнительную характеристику героев, событий, фактов.

Теперь познакомимся с теорией школьного сочинения и дадим оп­ределение каждому жанру школьного сочинения.

Дневник

Что это за жанр?
Дневник — литературно-бытовой жанр в художественной литературе — форма повествования от первого лица, который ведется в виде повседнев­ных, как правило, датированных записей.

Дневник, как внелитературный жанр отличает предельная искренность, откровенность высказывания. Это всегда фиксация «только что» случив­шегося и перечувствованного не только личного характера, но и общезна­чимого. Дневник как жанр монологичен, но внутренне может быть и диа­логичным.

Все эти признаки личного дневника определили его внедрение в ли­тературу. Особенно жанр дневника развивается в конце XVIII в., когда повышается интерес к внутреннему миру личности — появляется потреб­ность в свойственной личному дневнику исповедальности, самонаблюде­нии. Жанр дневника разрабатывают писатели XIX в. В форме дневника пишутся целые произведения («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя), дневник вводится в содержание произведения («Журнал Печорина» в ро­мане М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», тетрадь Ипполита в ро­мане Ф. М. Достоевского «Идиот»). Дневниковый характер может быть свойственен и лирике. (Лирика М. Ю. Лермонтова, лирика А. А. Блока.)

Литературно-критическая статья

Литературно-критическая статья — традиционный жанр школьно­го сочинения.

Особенностью композиции (композиция — от латинского: составле­ние, соединение — построение произведения, обусловленное его содержа­нием и жанром) сочинения этого жанра является обязательное наличие трех частей сочинения: вступления, основной части и заключения. Все три части должны быть объединены одной темой (названием) сочинения и подчинены задаче наиболее полного раскрытия ее.

Целостным монологическим высказыванием на определенную тему в прозе, текстом сочинение будет при условии, если уже вступление будет подчинено теме, если в нем будет заявлено о цели работы, о причинах, побу­дивших обратиться именно к этой теме; будет сказано о значении заклю­ченной в названии проблемы. Вступление должно быть очень личным, лиричным, эмоциональным. В нем уместны поэтические строки, рассуж­дения о значении ключевого слова в названии темы сочинения.

Например, в сочинениях по творчеству А. Блока и С. Есенина о Рос­сии, Родине можно сказать об этимологии слов «Россия», «Родина», о том, что значит для каждого человека Родина или сказать о патриоте, патрио­тизме, о том, что патриотизм — это ощущение глубинной связи каждого живущего с миром своих предков и современников, с бережным отноше- нием к ценностям, которые создавались предшествующими поколениями; ощущение себя значимой частью определенной системы ценности. (Это только один пример.) Подобные рассуждения возможны по каждой теме.

Основная (главная) часть сочинения должна раскрывать тему на основе текста произведения (или нескольких произведений).

Заключение — составная, а не абстрактная часть сочинения. Делая выводы и обобщения, необходимо помнить, что все части сочинения должны быть подчинены теме.

Вступление, основная часть, заключение — триединые части сочинения.

Рецензия

Рецензия — латинское recensio — рассмотрение, разбор-оценка, раз­бор, критический отзыв о достоинствах и недостатках какого-либо художественного, научного или иного произведения, спектакля, кинофильма.

Рецензия — один из жанров литературной критики. Условно можно выделить такие виды рецензии:

  • Критическая или публицистическая статья (часто полемического ха­рактера) о прочитанном художественном произведении, в которой рас­сматриваемое произведение является поводом для обсуждения акту­альных общественных и литературных проблем.
  • Эссе — размышление по поводу прочитанного произведения.
  • Аннотация к произведению и оценка его полиграфического исполнения. В аннотации даются библиографическое описание, краткая информа­ция о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, кри­тическая оценка произведения.

Сочинение-рецензия — это сочинение такого типа:

  1. Я хочу рассказать вам о книге…
  2. Рецензия на произведение современной русской литературы.
  3. Моя любимая книга.
  4. Размышления над прочитанной книгой.

Критериями оценки рецензии являются следующее:

  1. Глубина постижения текста (тема, жанр, композиция, герой, сюжет, стиль, направление, художественная идея, авторская позиция).
  2. Владение фактическим материалом.
  3. Умение применять историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия.
  4. Индивидуальность восприятия и трактовки художественного текста.
  5. Стиль работы (композиционная стройность, логичность, ясность изло­жения, речевая грамотность).
  6. Эпистолярный жанр (письмо)

 

Эпистолярный жанр

(от греческого epistole — послание, письмо) — художественные произведения в виде писем, посланий.

Эпистолярный жанр сложился в XVIII в. и имеет широкое распро­странение. Эпистолярная форма является определенным жанром художе­ственной литературы. Эпистолярная литература, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая про­за, предполагает широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или но­минальному (именному) адресату. Однако, именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпи­столярной литературы, отличающий ее от записок и дневника.

Письмо как литературный жанр с середины XVIII в. получило широ­кое распространение. В русскую литературу письмо было введено новым, антиклассицистическим западным искусством.

Примеры эпистолярного жанра «Философические письма» П. Я. Чаадае­ва, «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена, «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя.

Опыт и форма эпистолярного жанра использованы Ф. М. Достоев­ским в художественной повести «Бедные люди», А. П. Чеховым в рассказе «Ванька» и А. И. Буниным в повести «Неизвестный друг», С. А. Есениным в лирических стихотворениях «Письмо к матери», «Письмо к деду», К. М. Симоновым в поэме «Пять страниц».

Иногда эпистолярная форма служит дополнительным средством социально-психологической характеристики в реалистическом произведении. (Письма Татьяны и Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», письмо Хлестакова в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя, письмо Анны Онегиной в лиро-эпической поэме «Анна Снегина» С. А. Есенина.)

Возможность выразить всю глубину и искренность мыслей и чувств дает жанр сочинения-письма. (Может быть, адресованного даже к самому себе.)

Письмо — это исповедь, признание человека, изложение своих дум, желаний, представлений, мыслей, чувств. Французский писатель Жюль Ренар признавался, что его книги — это «письма к самому себе», которые он «позволяет читать другим». Безадресных произведений нет. Все духов­ные ценности создаются людьми и для людей. Существует понятие «ма­нера письма». Манера письма — это не только умение особым образом соединять слова. Это особый художественный мир.

  1. Эссе

Эссе

— (от латинского exaquim — взвешивание, английского essay и французского essai — очерк, статья, попытка, проба) — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаическое сочинение небольшого объема и свободной ком­позиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на опреде­ляющую или исчерпывающую трактовку предмета. Автор эссе анализиру­ет какую-либо проблему (литературную, эстетическую, философскую и прочую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и имеет философский, историко-биографический, публици­стический, литературно-критический или чисто беллетристический харак­тер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора.

Родоначальником жанра эссе явился французский писатель Мишель Монтень.

В 1580 г. Монтень создал произведение «Опыты», в котором изложил мысли о судьбе человека и общества.

В 1697 г. Ф. Бэкон продолжил жанр эссе. Затем Д. Локк, Д. Эддисон, Г. Филдинг, О. Голдсмит.

В Германии употребляется термин «скитце» — набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы.

По словам критика А. Эльяшевича, «еще со времен „Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и „Путешествия в Арзрум“ Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления».

Уникальным явлением жанра эссе в русской литературе стал роман

  1. И. Герцена «Былое и думы», который А. И. Эльяшевич назвал «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма». В «Былом и ду­мах» воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника — с очерком, исповедь с раздумьями социолога.

В русской литературе XX в. жанр эссе открыл Д. С. Мережковский. Его субъективные статьи (он называл их «субъективная критика») о Гого­ле, Л. Толстом, Достоевском и особенно о Лермонтове, которого он назы­вает поэтом «сверхчеловечества», — образцы классического эссе. К жанру эссе обращались А. Белый, И. Эренбург, О. Олеша, К. Паустовский, В. В. Ро­занов. Значительное достижение жанра эссе — «Мой Пушкин» М. Цве­таевой.

В истории эссеистики последнего десятилетия XX в. можно назвать имена М. Кольцова, М. Пришвина, В. Некрасова, Ю. Нагибина, В. Соло­ухина, А. Адамовича и такие произведения, как «Гамбургский счет»

  1. Шкловского, «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «Золотая роза» К. Паус­товского, «Перечитывая Чехова», «Уроки Стендаля» И. Эренбурга, «Трава забвения» и «Святой колодец» В. Катаева, «Люди и нелюди» В. Тендрякова, путевые очерки Д. Гранина.

В эпоху крутых общечеловеческих переломов авторская, исповедаль­ная проза аккумулирует в себе острейшее социальное содержание.

«Поэт в России больше, чем поэт» — это воистину так.

В литературном процессе современной России — новое явление — эссеизация жанров романа и повести: «Печальный детектив» В. Астафье­ва, «Всё течет», «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Пушкинский дом» А. Би­това, «Всё впереди» В. Белова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домб­ровского, «Ягодные места» Е. Евтушенко…

В современном литературоведении эссе — очерк или статья, насы­щенные теоретическими, философскими размышлениями. Жанр эссе — развивающийся и обновляющийся жанр; в настоящее время интерес к произ­ведениям, написанным в жанре эссе, очень высок. Видимо, права И. И. Московкина, говорящая о заложенной в эссе духовной энергии.

Итак, для жанра эссе, как сказано в определении, данном в «Словаре литературоведческих терминов», характерно:

1)    обращение к важным, значимым, значительным проблемам, среди ко­торых — литературные;

2)     субъективизм авторской позиции, открытость автора, предельная исповедальность;

3)    свободная форма изложения;

4)    небольшой объем.

Критик А. Эльяшевич характеризует жанр эссе так: «Эссе — способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира». Эссе — это вчувствование в мир другого и обретение себя в другом. Эссе — это размыш­ления, высказывание своих заветных мыслей.

Успех сочинения в жанре эссе зависит прежде всего от выбора пред­мета описания, исследования. Чем ближе вам предмет, тем больше воз­можностей для самораскрытия.

Советуем прочитать

  1. Московкина И. И. Урок осмысления жанра эссе // Литература в школе. 1995. № 6. С. 90-92.
  2. Карнаух И. Л. Эссе как один из видов школьного сочинения // Русская сло­весность. 2000. № 5, 6.