Жанры сочинения
1) дневник;
2) литературно-критическая статья;
3) очерк;
4) путешествие;
5) рецензия;
6) эпистолярный жанр (письмо);
7) эссе.
Кроме того, модель выпускного сочинения содержит в себе такие виды работы, как анализ стихотворения, анализ эпизода из художественного произведения, сравнительную характеристику героев, событий, фактов.
Теперь познакомимся с теорией школьного сочинения и дадим определение каждому жанру школьного сочинения.
Дневник
Что это за жанр?
Дневник — литературно-бытовой жанр в художественной литературе — форма повествования от первого лица, который ведется в виде повседневных, как правило, датированных записей.
Дневник, как внелитературный жанр отличает предельная искренность, откровенность высказывания. Это всегда фиксация «только что» случившегося и перечувствованного не только личного характера, но и общезначимого. Дневник как жанр монологичен, но внутренне может быть и диалогичным.
Все эти признаки личного дневника определили его внедрение в литературу. Особенно жанр дневника развивается в конце XVIII в., когда повышается интерес к внутреннему миру личности — появляется потребность в свойственной личному дневнику исповедальности, самонаблюдении. Жанр дневника разрабатывают писатели XIX в. В форме дневника пишутся целые произведения («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя), дневник вводится в содержание произведения («Журнал Печорина» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», тетрадь Ипполита в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»). Дневниковый характер может быть свойственен и лирике. (Лирика М. Ю. Лермонтова, лирика А. А. Блока.)
Литературно-критическая статья
Литературно-критическая статья — традиционный жанр школьного сочинения.
Особенностью композиции (композиция — от латинского: составление, соединение — построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром) сочинения этого жанра является обязательное наличие трех частей сочинения: вступления, основной части и заключения. Все три части должны быть объединены одной темой (названием) сочинения и подчинены задаче наиболее полного раскрытия ее.
Целостным монологическим высказыванием на определенную тему в прозе, текстом сочинение будет при условии, если уже вступление будет подчинено теме, если в нем будет заявлено о цели работы, о причинах, побудивших обратиться именно к этой теме; будет сказано о значении заключенной в названии проблемы. Вступление должно быть очень личным, лиричным, эмоциональным. В нем уместны поэтические строки, рассуждения о значении ключевого слова в названии темы сочинения.
Например, в сочинениях по творчеству А. Блока и С. Есенина о России, Родине можно сказать об этимологии слов «Россия», «Родина», о том, что значит для каждого человека Родина или сказать о патриоте, патриотизме, о том, что патриотизм — это ощущение глубинной связи каждого живущего с миром своих предков и современников, с бережным отноше- нием к ценностям, которые создавались предшествующими поколениями; ощущение себя значимой частью определенной системы ценности. (Это только один пример.) Подобные рассуждения возможны по каждой теме.
Основная (главная) часть сочинения должна раскрывать тему на основе текста произведения (или нескольких произведений).
Заключение — составная, а не абстрактная часть сочинения. Делая выводы и обобщения, необходимо помнить, что все части сочинения должны быть подчинены теме.
Вступление, основная часть, заключение — триединые части сочинения.
Рецензия
Рецензия — латинское recensio — рассмотрение, разбор-оценка, разбор, критический отзыв о достоинствах и недостатках какого-либо художественного, научного или иного произведения, спектакля, кинофильма.
Рецензия — один из жанров литературной критики. Условно можно выделить такие виды рецензии:
- Критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) о прочитанном художественном произведении, в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных и литературных проблем.
- Эссе — размышление по поводу прочитанного произведения.
- Аннотация к произведению и оценка его полиграфического исполнения. В аннотации даются библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения.
Сочинение-рецензия — это сочинение такого типа:
- Я хочу рассказать вам о книге…
- Рецензия на произведение современной русской литературы.
- Моя любимая книга.
- Размышления над прочитанной книгой.
Критериями оценки рецензии являются следующее:
- Глубина постижения текста (тема, жанр, композиция, герой, сюжет, стиль, направление, художественная идея, авторская позиция).
- Владение фактическим материалом.
- Умение применять историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия.
- Индивидуальность восприятия и трактовки художественного текста.
- Стиль работы (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).
- Эпистолярный жанр (письмо)
Эпистолярный жанр
(от греческого epistole — послание, письмо) — художественные произведения в виде писем, посланий.
Эпистолярный жанр сложился в XVIII в. и имеет широкое распространение. Эпистолярная форма является определенным жанром художественной литературы. Эпистолярная литература, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагает широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному (именному) адресату. Однако, именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной литературы, отличающий ее от записок и дневника.
Письмо как литературный жанр с середины XVIII в. получило широкое распространение. В русскую литературу письмо было введено новым, антиклассицистическим западным искусством.
Примеры эпистолярного жанра «Философические письма» П. Я. Чаадаева, «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена, «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя.
Опыт и форма эпистолярного жанра использованы Ф. М. Достоевским в художественной повести «Бедные люди», А. П. Чеховым в рассказе «Ванька» и А. И. Буниным в повести «Неизвестный друг», С. А. Есениным в лирических стихотворениях «Письмо к матери», «Письмо к деду», К. М. Симоновым в поэме «Пять страниц».
Иногда эпистолярная форма служит дополнительным средством социально-психологической характеристики в реалистическом произведении. (Письма Татьяны и Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», письмо Хлестакова в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя, письмо Анны Онегиной в лиро-эпической поэме «Анна Снегина» С. А. Есенина.)
Возможность выразить всю глубину и искренность мыслей и чувств дает жанр сочинения-письма. (Может быть, адресованного даже к самому себе.)
Письмо — это исповедь, признание человека, изложение своих дум, желаний, представлений, мыслей, чувств. Французский писатель Жюль Ренар признавался, что его книги — это «письма к самому себе», которые он «позволяет читать другим». Безадресных произведений нет. Все духовные ценности создаются людьми и для людей. Существует понятие «манера письма». Манера письма — это не только умение особым образом соединять слова. Это особый художественный мир.
- Эссе
Эссе
— (от латинского exaquim — взвешивание, английского essay и французского essai — очерк, статья, попытка, проба) — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Автор эссе анализирует какую-либо проблему (литературную, эстетическую, философскую и прочую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса.
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и имеет философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора.
Родоначальником жанра эссе явился французский писатель Мишель Монтень.
В 1580 г. Монтень создал произведение «Опыты», в котором изложил мысли о судьбе человека и общества.
В 1697 г. Ф. Бэкон продолжил жанр эссе. Затем Д. Локк, Д. Эддисон, Г. Филдинг, О. Голдсмит.
В Германии употребляется термин «скитце» — набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы.
По словам критика А. Эльяшевича, «еще со времен „Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и „Путешествия в Арзрум“ Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления».
Уникальным явлением жанра эссе в русской литературе стал роман
- И. Герцена «Былое и думы», который А. И. Эльяшевич назвал «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма». В «Былом и думах» воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника — с очерком, исповедь с раздумьями социолога.
В русской литературе XX в. жанр эссе открыл Д. С. Мережковский. Его субъективные статьи (он называл их «субъективная критика») о Гоголе, Л. Толстом, Достоевском и особенно о Лермонтове, которого он называет поэтом «сверхчеловечества», — образцы классического эссе. К жанру эссе обращались А. Белый, И. Эренбург, О. Олеша, К. Паустовский, В. В. Розанов. Значительное достижение жанра эссе — «Мой Пушкин» М. Цветаевой.
В истории эссеистики последнего десятилетия XX в. можно назвать имена М. Кольцова, М. Пришвина, В. Некрасова, Ю. Нагибина, В. Солоухина, А. Адамовича и такие произведения, как «Гамбургский счет»
- Шкловского, «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «Золотая роза» К. Паустовского, «Перечитывая Чехова», «Уроки Стендаля» И. Эренбурга, «Трава забвения» и «Святой колодец» В. Катаева, «Люди и нелюди» В. Тендрякова, путевые очерки Д. Гранина.
В эпоху крутых общечеловеческих переломов авторская, исповедальная проза аккумулирует в себе острейшее социальное содержание.
«Поэт в России больше, чем поэт» — это воистину так.
В литературном процессе современной России — новое явление — эссеизация жанров романа и повести: «Печальный детектив» В. Астафьева, «Всё течет», «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Пушкинский дом» А. Битова, «Всё впереди» В. Белова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Ягодные места» Е. Евтушенко…
В современном литературоведении эссе — очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями. Жанр эссе — развивающийся и обновляющийся жанр; в настоящее время интерес к произведениям, написанным в жанре эссе, очень высок. Видимо, права И. И. Московкина, говорящая о заложенной в эссе духовной энергии.
Итак, для жанра эссе, как сказано в определении, данном в «Словаре литературоведческих терминов», характерно:
1) обращение к важным, значимым, значительным проблемам, среди которых — литературные;
2) субъективизм авторской позиции, открытость автора, предельная исповедальность;
3) свободная форма изложения;
4) небольшой объем.
Критик А. Эльяшевич характеризует жанр эссе так: «Эссе — способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира». Эссе — это вчувствование в мир другого и обретение себя в другом. Эссе — это размышления, высказывание своих заветных мыслей.
Успех сочинения в жанре эссе зависит прежде всего от выбора предмета описания, исследования. Чем ближе вам предмет, тем больше возможностей для самораскрытия.
Советуем прочитать
- Московкина И. И. Урок осмысления жанра эссе // Литература в школе. 1995. № 6. С. 90-92.
- Карнаух И. Л. Эссе как один из видов школьного сочинения // Русская словесность. 2000. № 5, 6.