За что ставят ту или иную оценку
Существуют определённые нормы, которыми руководствуется учитель при выставлении той или иной оценки. Эти нормы очень строгие, и учитель не имеет права их нарушать или игнорировать. Давайте познакомимся с нормами оценок сочинений, чтобы знать, за что же учитель ставит вам «2», «3», «4» и «5»?
Итак, вы получили своё сочинение после проверки, и в конце вы видите такую, например, запись:
2 — 1 «4»
1 — 3 — 2 «4»
Что же означают эти цифры?
Первая строчка содержит сведения о количестве допущенных вами недочётов: фактических и логических (это первая цифра, в данном примере — их 2) и речевых (вторая цифра, в примере — 1), затем ставится (обычно в кавычках) оценка за содержание и речевое оформление вашей работы.
Вторая строчка показывает вам, сколько вы допустили орфографических (первая цифра, в нашем примере — 1 орфографическая ошибка или 2-3 ошибки на одно и то же правило,
об этом рассказывается ниже), пунктуационных (вторая цифра, в нашем примере — 3 разные пунктуационные ошибки или 4-9 пунктуационных ошибок на 3 разные пунктограммы) и грамматических ошибок (третья цифра, у нас — 2 разные грамматические ошибки). В конце строчки — оценка за грамотность.
Если сочинение по русскому языку, то обе оценки через дробь выставляются в журнал на странице русского языка (например: 4/4). Если же сочинение по литературе, то первая оценка ставится по литературе, а вторая — на то же или ближайшее число, но уже на странице, отведённой урокам русского языка.
Теперь рассмотрим критерии оценок за сочинение.
Оценки за содержание и речевое оформление
«5» — эту оценку можно полупить, если:
— содержание работы полностью соответствует теме;
— фактические ошибки отсутствуют;
— содержание излагается последовательно;
— работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
— достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.
«4» — эта оценка ставится, если:
— содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
— содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
— имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
— лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
— стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.
«3» — эту оценку учитель может поставить,
если:
— в работе допущены существенные отклонения от темы;
— работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;
— допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
— беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
— стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.
«2» — эту оценку вам поставят, если:
— работа не соответствует теме;
— допущено много фактических неточностей;
— нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
— крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
— нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.
«1» — если учитель поставил вам эту оценку (хотя в последнее время её уже почти не ставят), то это означает, что в работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.
Оценка за грамотность
«5» — для этой оценки допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или
1 грамматическая ошибка (обратите внимание, что не и, а или!).
«4» — допускаются ошибки: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические.
«3» — для этой оценки допускаются ошибки: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе допускаются: 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические.
«2» — допускаются ошибки: 7 орфографических и 7 пунктуационных или 6 орфографических и 8 пунктуационных, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических.
«1» — имеется более 7 орфографических,
7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Чтобы было понятнее всё вышесказанное, мы предлагаем вам таблицы, по которым всегда можно определить, какой оценки заслуживает та или иная работа в зависимости от количества допущенных ошибок.
Вначале о первой оценке.
Первая оценка | Количество недочётов в содержании | Количество речевых недочётов |
«5» | 0 или 1 | 0 или 1 |
«4» или «5» | 0 или 1 | 2 |
«4» | 0 или 1 | 3 |
«4» | 2 | от 0 до 3 |
«3 » или << 4 » | 0, или 1, или 2 | 4 |
«3» | 0, или 1, или 2 | 5 |
3 или 4 | от 0 до 5 | |
«2» | от 0 до 4 | 6 или 7 |
«2» | 5 или 6 | от 0 до 7 |
«1» | любое количество | 8 и более |
«1» | 7 и более | любое количество |
Все приведённые критерии верны, если в сочинении соблюдаются другие требования для данной оценки. Если в вашем сочинении нет ошибок, но оно состоит из 2-3 строчек, учитель имеет полное право поставить за такую работу первую оценку — «2». Если содержание сочинения совсем не соответствует его теме, то учитель не может поставить за такое сочинение даже «3»! Если у вас 2 ошибки в содержании и 2 речевых недочёта, учитель всё равно имеет право поставить «3», если в вашей работе однообразны употребляемые синтаксические конструкции, беден словарь, речь недостаточно выразительна. Так что, прежде чем протестовать и возмущаться «несправедливой» оценкой, нужно внимательно посмотреть, соответствует ли ваше сочинение всем ранее (ещё до таблицы) перечисленным требованиям?
А теперь о критериях для второй оценки.
Оценка за грамотность | Количество орфографических ошибок | Количество пунктуационных ошибок | Количество грамматических ошибок |
«5» | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | |
0 | 1 | 0 | |
1 | 0 | 0 |
Оценка за грамотность | Количество орфографических ошибок | Количество пунктуационных ошибок | Количество грамматических ошибок |
«4» | 0 | 0 | 2 |
0 | 1 | 1 или 2 | |
1 | 0 | 1 или 2 | |
0 | 2, или 3, или 4 | 0, или 1, или 2 | |
1 | 1, или 2, или 3 | 0, или 1, или 2 | |
2 | 0, или 1, или 2 | 0, или 1, или 2 | |
« 3 » | 0, или 1, или 2 | 0, или 1, или 2 | 3 или 4 |
0 | 6 или 7 | от 0 до 4 | |
1 | 4, или 5, или 6 | от 0 до 4 | |
2 | от 3 до 6 | от 0 до 4 | |
3 | от 0 до 5 | от 0 до 4 | |
4 | от 0 до 4 | от 0 до 4 | |
«2» | от 0 до 7 | от 0 до 7 | 5, или 6, или 7 |
1 или 2 | 7 | от 0 до 7 | |
3 | 6 или 7 | от 0 до 7 | |
от 4 до 7 | 5, или 6, или 7 | от 0 до 7 |
Оценка за грамотность | Количество орфографических ошибок | Количество пунктуационных ошибок | Количество грамматических ошибок |
«2» | 5, или 6, или 7 | от 0 до 7 | от 0 до 7 |
«1» | 8 и более | любое количество | любое количество |
любое количество | 8 и более | любое количество | |
любое количество | любое количество | 8 и более |
При всём своём многообразии эти критерии подчиняются главному правилу: существует определённый предел, превышать который нельзя. Для оценки «4» таким пределом являются 2 орфографические ошибки, т. е. если в работе есть 3 орфографические ошибки, то за такую работу нельзя поставить «4» за грамотность при любом количестве других ошибок (даже если других ошибок нет вообще!). Для оценки «3» предел — 4 орфографические ошибки (для 5 класса — 5 орфографических ошибок).
При оценке сочинения учитель кроме вышеназванных критериев и требований учитывает характер ошибок, их повторяемость и однотипность, а также наличие и количество поправок. Обо всём этом коротко и расскажем.
По характеру ошибки могут быть грубыми и негрубыми. При подсчёте две негрубые ошибки считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
— в исключениях из правил (например, неверное написание оловяного вместо верного оловянного или ошибочное зависет вместо правильного зависит);
— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях (например, ошибочное Кавказское Побережье вместо правильного Кавказского побережья);
— в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (например, если напишете поодиночке и водиночку вместо правильного поодиночке и в одиночку);
— в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого (например, неверное написание Работа не-выполнена вместо правильного Работа не выполнена);
— в написании ы и и после приставок (всякие неправильные взискать, предыстория и сверхынтересный вместо верных взыскать, предыстория и сверхинтересный);
— в случаях трудного различения не и ни (например: Никто иной не… и Не кто иной, как и другие подобные примеры);
— в собственных именах нерусского происхождения (Жюль, Корэхито и так далее);
— в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (например, вместо тире поставлена запятая);
— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности (например, вместо запятой и тире стоит только тире или в конце прямой речи стоит ».).
Учитель также должен учитывать повторяемость ошибок: если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку, хоть вы 10 раз напишете мароз, марозец и марозный.
При проверке сочинения учитель подсчитывает и однотипные ошибки — ошибки на одно правило (например, на правило правописания букв е-и в окончаниях глаголов I и II спряжения). Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое, проверочное, слово или его форму (это такие правила, как проверяемые безударные гласные в корне слова, проверяемые согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова, гласные в суффиксах существительных -ек и -ик, а также — для тех, кто учится по комплексу В. В. Бабайцевой — буквы ё—о после шипящих в корне слова). Первые 3 однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая ошибка на это правило учитывается уже как самостоятельная: если вы, например, допустили 4 ошибки на правило «Употребление ь на конце существительных после шипящих», то учитель должен вам посчитать только 2 ошибки.
Если в непроверяемом (так называемом словарном) слове вы допустили 2 или больше ошибок, все они считаются за одну ошибку (например, если вы написали порошут вместо верного парашют, это будет считаться за I ошибку).
И, наконец, об исправлениях. В работе допускается: для оценки «5» — не больше 2 помарок (исправлений неверных написаний на верные), для других оценок можно допустить 5 помарок. Если помарок будет больше (неважно сколько — хоть 10), то оценка за грамотность снижается на 1 балл.
При оценке работы учителем исправляются, но не учитываются ошибки:
— в переносе слов;
— на правила, которые не включены
в школьную программу;
— на ещё не изученные правила (вот это важно, так как учителя часто этим грешат: отмечают такие ошибки и выставляют низкие оценки!);
— в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
— в передаче авторской пунктуации (это характерно больше для диктантов, но авторская пунктуация может появиться и в сочинении — в цитатах).
Также исправляются, но не учитываются описки — неправильные написания, искажающие звуковой облик слова. Например, если у вас появилось слово мемля вместо привычного земля, то это не ошибка! Это описка, и её нельзя учитывать при оценке как сочинения, так и любой другой работы — изложения или диктанта!
Программа рекомендует следующий примерный объём классных сочинений: в 5 классе — 0,5-1 страницы; в 6 классе — 1-1,5 страницы; в 7 классе — 1,5-2 страницы; в 8 классе — 2-3 страницы; в 9 классе — 3-4 страницы*.
К указанному объёму сочинений учитель должен относиться, и об этом прямо говорится в программе, как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств: от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа-письма учащихся, их общего развития.
Некоторые сочинения, представленные в данном сборнике, малы по объёму, но это или сочинения-миниатюры, сочинения-этюды, или такой объём оправдан стилем, жанром, замыслом и т. д.
Вот сколько критериев и требований необходимо держать в голове учителю при выставлении вам правильной, объективной оценки за сочинение! Неудивительно, что и у педагогов случаются ошибки, поэтому надо с пониманием относиться к их тяжёлому труду (представьте себе стопку из нескольких десятков тетрадей, которые нужно проверить за 7-10 дней!). И если возникают сомнения в объективности выставленной оценки, нужно очень тактично напомнить учителю о критериях, которые он, может быть, упустил из виду. Главное здесь — не сесть в лужу самим, посмотреть на свою работу как бы со стороны, оценить её по нормам, которые указаны в начале этой главы: достаточен ли объём вашего сочинения, раскрыта ли тема и так далее, и тому подобное…