ПАМЯТКА пишущему сочинение

ПАМЯТКА пишущему сочинение

Правильно ли понята тема? Соответствует ли сочинение теме? Какова главная мысль сочинения? Подчинены ли ей все части работы?

Соблюдаются ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей? Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?

Доказательна ли главная часть сочинения? Использован ли в сочине­нии конкретный литературный материал? Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом?

Соответствует ли стиль и язык сочинения мыслям, чувствам и на­строениям, которые вызывает тема, привлекаемый для ее раскрытия фак­тический материал?

Насколько самостоятельно, творчески написана работа?

Как вы поняли, пункты этой памятки относятся, преимущественно, к жанру сочинения в форме литературно-критической статьи, но воспользо­ваться ими необходимо при работе над сочинениями любого жанра.

Выбор темы — вполне ли понятна формулировка, вытекающие из нее задачи и пути решения этой задачи; достаточно ли вы знаете текст произ­ведения, не писали ли вы сочинение на подобную тему?

Сочинение — текст, письменное выражение своих мыслей, сообра­жений, впечатлений — требует умения владеть русским языком. Сочине­ние требует от пишущего не только знания и глубокого понимания анали­зируемого (или анализируемых) произведения, понимания предмета изло­жения, логичности изложения материала, самостоятельности мышления, но и образности, выразительности и точности языка, русского литературного языка. Учитесь рисовать словами (по образному выражению А. М. Горь­кого).

Обе стороны сочинения — содержательная и речевая — в неразрыв­ной связи. Поэтому необходимы продуманность каждого слова, четкость изложения, сознательный отбор языковых средств. Пишите естественно. «Что хорошо само по себе, то не требует ничего, кроме простоты, а чем слог проще, тем он больше нравится и поражает читателей» (Тургенев). Избегайте бездоказательных утверждений, языковой небрежности, при­близительности, неточности употребления слова. Устраняйте лишнее, не­нужные повторы, если они не усиливают мысли, ненужные слова, нело­гичность, речевые штампы. Помните, что усиливают высказанную мысль восклицания, риторические вопросы. Язык безошибочно и точно отражает все процессы, происходящие в обществе. В последние годы наблюдается общее снижение стилистической грамотности. Поэтому, работая над сочи­нением, соблюдайте языковые нормы, помните, что язык, в нашем случае русский язык, является отражением и неотъемлемой частью национальной культуры каждого народа.

Языковую норму принято определять как совокупность принятых регулярных реализаций возможностей системы языка.

Типичные, часто встречающиеся в сочинениях речевые ошибки по связи с соответствующими нормами членятся на пять разновидностей:

1) орфографические;

2) пунктуационные;

3грамматические;

4)словарные;

5)стилистические.

Орфографические ошибки возникают в связи с несоблюдением норм орфографии. Грамматические ошибки представляют собой случаи несоблю­дения грамматических норм, не получивших отражения в орфографии.

Словарные ошибки возникают в связи с использованием слов, значе­ние которых не усвоено.

За пределами выделенных разновидностей речевых ошибок остается ряд других явлений. Это, во-первых, ошибки, возникающие в связи с несоблюдением эстетических норм: неблагозвучие. Во второй разряд входят ошибки логического характера: непоследовательность, противоречие, без­доказательность. К неречевым ошибкам относятся также ошибки факти­ческие.

В школьном сочинении отмечают ошибки орфографические, пунктуа­ционные; все остальные относят в разряд грамматических.

Выпускное сочинение оценивается двумя отметками. Первая отметка ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность. Рецензии пишутся на сочинения, оцененные баллом «5» и «2».