Определение термина «сочинение»
Итак, выпускное, итоговое, аттестационное сочинение.
Обратимся к словарям, к трактовке слова «сочинение».
Краткий толковый словарь русского языка (Москва, «Русский язык», 1989 г.): «Сочинение — художественное, научное и тому подобное произведение. Сочинять — создавать произведение (литературное или музыкальное)».
Словарь синонимов русского языка (Москва, «Советская энциклопедия», 1968 г.): «Сочинение — произведение, труд, работа, творение, создание, детище, плод трудов, творчество (собирательное). Сочинять —- создавать, выдумывать».
Словарь живого великорусского языка В. И. Даля (Москва, «Русский язык», 1989 г.): «Сочинение — самое произведение, что сочинено. Сочинять — изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения».
Таким образом, сочинение — это творчество. Сочинение требует огромного труда, усилий ума и духа, воображения.
Работая над выпускным сочинением на определенную тему, создаем, творим монологическое высказывание в прозе. (Помните мольеровского господина Журдена из «Мещанина во дворянстве»: «…Я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой»?)
Проза (латинское prosa, от prorsa — прямая, простая; от proversa — обращенная вперед) — тип организации художественной речи. Прозаическая художественная речь расчленяется на образцы, периоды, предложения и колоны, присущие и обычной речи.
Творя монологическое высказывание в прозе, мы создаем текст, который является основной всякой информации, обеспечением общения, универсальным типом «социального кодирования». Важно помнить: безадресных произведений нет ни в науке, ни в искусстве, ни в политике.
Все создается людьми и для людей.
М. М. Бахтин утверждал, что художественный текст — это поступок. Трудясь над сочинением, создавая сочинение, свой текст, человек тоже совершает поступок, ибо проявляет себя как личность. Свойственное русскому характеру «развернуться или съеживаться во весь размах», по выражению Гоголя, особенно ощутимо в выпускном сочинении.
Давайте будем помнить об этом, работая над выпускным сочинением. И еще: работая над выпускным сочинением, думайте, осознавайте и пишите так: ваше сегодняшнее, выпускное, сочинение — самое лучшее.
Сочинение — это умение сказать о прочитанном, сказать осмысленно, шинтересованно и интересно.
Умение сказать о прочитанном — значит отозваться на прочитанное, высказать свое впечатление от прочитанного, отношение к прочитанному, свои размышления по поводу прочитанного. Проблема самостоятельности сочинения — одна из важнейших проблем.
«Художественная литература, — писал кинорежиссер С. Герасимов, — требует „довоображения“, фантазии, развивает способность и желание превратить слова в живой пластический образ. По-настоящему образованный, интеллектуальный человек формируется в первую очередь благодаря литературе. Наивна мысль, что можно пренебречь литературой за счет готового зрелища» (Любить человека. М., 1985. С. 256).
Уровень человеческой культуры определяется не количеством прочитанных книг, а тем, как идет «довоображение», превращение слова в многомерный, поэтический образ, пробуждающий высшие эмоции, размышления над художественными картинами, в которых автор воплотил свое видение человека и исповедуемые им идеалы, способностью определить собственное отношение к созданному мастером.
Чтобы сделать все выше перечисленное, необходимо воспитывать в себе умение по-настоящему читать, читать, размышляя, возвращаться к произведению, к тайнам, заключенным в нем, содержащимся в строках произведения, ибо «книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин). Не случайно М. М. Бахтин утверждал, что «чтение — это разговор и произведением».
Чтение — это погружение в произведение, это диалог с автором и героями, сопереживание, умение понимать и чувствовать других.
Приведу большую цитату из статьи Л. Айзермана «Разномыслие и стандартизация». («Учительская газета», № 30 от 29 июля 1997 г.)
«Они сошлись», — скажет Пушкин об Онегине и Ленском. И после этого: «Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло». Вспомним начало поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошее»: «На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков …Сошлися и заспорили». Совпадение это не случайно. На страницах книг, которые мы постигаем на уроках, — диалог. Онегина и Ленского, Александра Адуева и Петра Адуева, Обломова и Штольца, Раскольникова и Сони, Андрея Болконского и Пьера Безухова, Пети Трофимова и Лопахина. Мир предстает на страницах этих книг как спор о жизни, как постижение истины, как размышление о нравственных и философских первоосновах. Соразмышляя в этом диалоге, мы учимся видеть проблемы жизни и находить пути к их решению. «Вот где учишься жить, видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато твой собственный взгляд становиться умнее и яснее». Это сказано Львом Толстым об «Обыкновенной истории», но слова эти можно вообще отнести к книгам классики. «Но дело не только в тех спорах, которые ведутся внутри книг».
Подлинное произведение искусства многозначно, неисчерпаемо. И всегда преломляется через читающего.
По М. М. Бахтину, гуманитарные науки, в том числе художественная литература, — науки о духе. Дух принадлежит опыту диалога. Поэтому художественный текст, по определению Бахтина, не только всегда поступок, но всегда диалогичен и живет, только соприкасаясь с читателем, интерпретатором текста. Роль читателя в процессе восприятия — активная роль. «Читатель не только „читает» „писателя», но и творит вместе с ним, подставляя в его произведение все новые и новые содержания. И в этом смысле можно смело говорить о „сотворчестве» читателя автору» (В. В. Виноградов).
Святой Иоанн Златоуст считал, что при обращении к тексту недостаточно простого чтения, если «вместе с тем не будет и разумения». Нужно вникать в смысл. Большая ошибка, по святому Иоанну Златоусту, «держаться одних выражений и не искать ничего, кроме написанного». Разве можно без собственного умственного труда открыть истину?
Святой Василий Великий считал, что тот, кто ревностен «в стремлении к уловлению истины, тот много упражняет ум». Участвующие в «открытии истины» -— как бы со-путники на пути к ней, каждый «по мере сил». Даже в том случае, когда смысл кажется очевидным, уточнял святой Василий Великий, нужно идти вглубь. Ведь там может скрываться более обширная мысль, она «обнаруживает намерение свое косвенным образом, и только людям более внимательным».
И когда мы пишем сочинение, мы осмысливаем прочитанное, личностно определяемся по отношению к героям, их жизни, поступкам, поведению, их чувствам, внутреннему состоянию, ставим вопросы, пытаемся отвечать на них, определяем свою позицию. Выражая свои чувства, мнения, свое личное понимание произведения, свое отношение к прочитанному, не обязательно говорить от первого лица, употребляя местоимение «я». Необходим дар души. А общеизвестно, что душевная деятельность человека — высшее и уникальное творение природы.
Работа над сочинением требует интеллектуального и эмоционального напряжения, воссоздающего и творческого воображения, опоры на законы и специфику образного мышления.
Художественная литература как область искусства всегда занимала в России высокое положение, играла важную роль в жизни народа, в развитии его творческих начал, в передаче опыта эмоционального ценностного отношения к миру, в воспитании любви к Отечеству. В русской литературе с ее высокой духовностью, гражданственностью, «всемирной отзывчивостью» тесно переплетается решение художественно-эстетических проблем с философскими и социальными. Согласно стандарту литературного образования литература как учебная дисциплина изучается сейчас как искусство слова: «Своеобразие литературы в ряду других искусств в том, что она оперирует словесными художественными образами».
Литературное образование — освоение литературы как искусства слова.
В связи с обновлением содержания литературного образования в последние годы изменились и подходы к выпускному сочинению.
Объект изучения литературы как учебной дисциплины — художественные произведения, то есть произведения искусства слова. А это значит, что читательская деятельность выражается в самостоятельном обращении с искусством слова. Литературно-творческая деятельность должна выражаться в умении писать сочинения различных жанров по изученным и
самостоятельно прочитанным произведениям, грамотно и свободно владея литературной речью: специфика жанра воспринимается через собственное творчество, через создание собственного текста — то есть через сочинение.
В связи с обновлением содержания литературного образования изменились и подходы к школьному сочинению.
Изменения в подходах к выпускному сочинению коснулось как формулировки тем выпускного сочинения, так и его формы.
«Первоэлемент» художественного творения — его форма.
Если традиционно сочинение писалось в одном жанре (помним, что сочинение — это текст, а любой текст написать вне жанра невозможно), жанре литературно-критической статьи, то сегодня оно по своей форме может соответствовать различным жанрам речи (художественной, публицистической, научной), одному из жанров.
Жанр — конкретное единство особенных свойств формы в ее основных моментах — своеобразной композиции, образности, речи, ритма. Каждый жанр есть не случайная совокупность черт, но проникнутая достаточно определенным и богатым смыслом система компонентов формы.