2.2 Химический состав клетки

Вопрос 1. В чем заключается сходство биологи­ческих систем и объектов неживой природы?

Основное сходство — это родство химиче­ского состава. Подавляющее большинство из­вестных на сегодняшний день химических элементов обнаружено как в живых организ­мах, так и в неживой природе. Атомов, харак­терных только для живых систем, не сущест­вует. Однако содержание конкретных элемен­тов в живой и неживой природе резко различается. Организмы (от бактерий до по­звоночных) способны избирательно накапли­вать элементы, которые необходимы для жиз­недеятельности.

Интересно, что неживые объекты могут проявлять отдельные свойства, более харак­терные для живого. Так, кристаллы минера­лов способны к росту и обмену веществ с окру­жающей средой, а фосфор может «запасать» энергию света. Но всей совокупностью черт, присущих живому организму, не обладает ни одна неорганическая система.

 

Вопрос 2. Перечислите биоэлементы и объяс­ните, каково их значение в образовании живой ма­терии.

К биоэлементам (органогенам) относят кис­лород, углерод, водород, азот, фосфор и серу. Они составляют основу белков, липидов, угле­водов, нуклеиновых кислот и других органи­ческих веществ. Для всех органических моле­кул особое значение имеют атомы углерода, образующие каркас. К этому каркасу присо­единяются разнообразные химические груп­пы, образованные другими биоэлементами. В зависимости от состава и расположения та­ких групп органические молекулы приобрета­ют индивидуальные свойства и функции. На­пример, аминокислоты в большом количестве содержат азот, а нуклеиновые кислоты — фос­фор.

Вопрос 3. Что такое микроэлементы? Приведи­те примеры и охарактеризуйте биологическое зна­чение этих элементов.

Многие химические элементы содержатся в живых системах в очень малых количествах (доли процента от общей массы). Такие веще­ства называют микроэлементами. В их числе медь, марганец, цинк, молибден, кобальт, иод, бром, фтор и многие другие. Растения, грибы, бактерии получают микроэлементы из почвы и воды; животные — в основном с пи­щей. В большинстве своем микроэлементы входят в состав белков и биологически актив­ных веществ (гормонов, витаминов). Напри­мер, цинк содержится в гормоне поджелудоч­ной железы инсулине, а иод — в тироксине (гормоне щитовидной железы). Кобальт явля­ется важнейшей составной частью витамина В12. Железо входит в состав примерно семиде­сяти белков организма, медь — в состав двад­цати белков и т. д.

Вопрос 4. Как отразится на жизнедеятельности клетки и организма недостаток какого-либо микро­элемента? Приведите примеры таких явлений.

Недостаток какого-либо микроэлемента приводит к уменьшению синтеза того органи­ческого вещества, в состав которого этот мик­роэлемент входит. В результате нарушаются процессы роста, обмена веществ, воспроизве­дения и т. п. Например, дефицит иода в пище приводит к общему падению активности орга­низма и разрастанию щитовидной железы — эндемическому зобу. Недостаток бора вызыва­ет отмирание верхушечных почек у растений. Нехватка селена может привести к возникно­вению раковых заболеваний у человека и жи­вотных. По аналогии с авитаминозами такие заболевания называют микроэлементозами.

Вопрос 5. Расскажите об ультрамикроэлемен­тах. Каково их содержание в организме? Что извест­но об их роли в живых организмах?

Ультрамикроэлементы — это элемен­ты, которые содержатся в клетке в ничтожно малых количествах (концентрация каждого не превышает одной миллионной доли процента). К ним относят уран, радий, золото, серебро, ртуть, бериллий, мышьяк и др. Физиологиче­ская роль большинства из них не установлена. Не исключено, что она вообще отсутствует, и тогда часть ультрамикроэлементов являются просто примесями живых организмов. Вместе с тем, например, известно, что мышьяк входит в состав ферментов, защищающих мембраны наших клеток от окисления, и необходим для их нормальной работы.

Вопрос 6. Приведите примеры известных вам биохимических эндемий. Объясните причины их происхождения.

Биохимические эндемии — это заболева­ния растений, животных и человека, связан­ные с явным недостатком либо избытком какого-либо химического элемента в окру­жающей среде. В результате развиваются микроэлементозы или некоторые другие наруше­ния. Так, во многих районах нашей страны значительно снижено количество иода в воде и почве. Нехватка иода приводит к падению синтеза гормона тироксина, щитовидная же­леза, пытаясь компенсировать его нехватку, разрастается (развивается эндемический зоб). Другими примерами могут служить дефицит селена в почве ряда районов Монголии, а так­же избыток ртути в воде некоторых горных рек Чили и Цейлона.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.