БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ
с. 34. Стрекоза и муравей (И. А. Крылов)
И. А. Крылов изобразил Муравья трудолюбивым и старательным. Вступление:
«Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропел;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза».
Мораль:
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
И. А. Крылов говорит о Стрекозе с усмешкой с иронией.
с. 36. Стрекоза (И. Хемницер)
Мораль:
«Но это только в поученье
Ей муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал».
Басня И. Хемницера «Стрекоза» написана в стихотворной форме, т. к. здесь есть слова, которые рифмуются.
В басне И. Крылова «Стрекоза и муравей» Муравей наказывает попрыгунью — не пускает её в дом. В басне И. Хемницера Муравей только в поученье пожурил, а сам из жалости дал хлеба стрекозе.
с. 36. Стрекоза и муравьи (Л. Толстой)
Басня И. Крылова и И. Хемницера написаны в стихотворной форме, а басня Л. Толстого — прозой.
Наиболее ярко изображает стрекозу И. Крылов.
с. 38. Кукушка (А. Измайлов)
Кукушка решила, что может петь как соловей, потому что она была далеко, в густом бору, и слышала, как соловей поёт.
Мораль:
«Пропой, послушаем!» — «Чур не шуметь, молчите!
Вот выше сяду на суку. Ну слушайте теперь:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку».
Баснописец показывает хвастливость самоуверенных людей.
с. 40. Осёл и соловей (И. Крылов)
Осёл посоветовал соловью послушать петуха, потому что в пении соловья нет ничего особенного, а петух являлся для него образцом пения.
Соловей улетел «за тридевять полей», потому что осёл его обидел, сказав, что ему надо поучиться у петуха.
«Осёл, уставясь в землю лбом…» — пряча глаза, ослу не понравилось пение, и он думал, как об этом сказать.
Аллегория — это иносказание. Она помогает представить какое-то описание, понятие, мысль.
с. 41. Мартышка и очки (И. Крылов)
Мартышка решила обзавестись очками, потому что к старости стала плохо видеть. Но она не знала, куда их надеть.
Мартышка «наказала» очки, потому что посчитала, что от них нет никакой пользы. Она была невеждой.
с. 42. Квартет (И. Крылов)
«Музыканты» думали, что их неудачи от того, что они сидят неправильно.
Автор и Соловей относятся к участникам квартета с насмешкой, потому что они знали, что для удачного квартета нужны слух, порядок, ноты и согласованность в действиях музыкантов.
Соловей был прав, потому что, для того, чтобы играть в квартете необходимо уметь играть на музыкальных инструментах.
с. 43. Муха (И. Дмитриев)
Мораль этой басни: бык трудился на поле, а муха только присвоила его труд. Автор осуждает людей, которые ничего не делают для общего дела, а только много об этом говорят.
Проверьте себя
Задание 1
Басни И. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Осёл и соловей», «Мартышка и очки», «Квартет».
Басни И. Хемницера: «Стрекоза», «Друзья».
Басни А. Измайлова: «Кукушка».
Басня И. Дмитриева: «Муха».
Басня Л. Толстого: «Стрекоза и муравьи».
Задание 2
Басня — короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, котором персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня является небольшим произведением с нравоучительным содержанием.
Задание 3
Басни Эзопа — очень краткие рассказы с намёками, скрытым смыслом. Язык басен Эзопа меток и точен.
Задание 4
1) Слова из басни И. Крылова «Квартет».
2) Слова из басни И. Крылова «Кот и Повар».
3) Слова из басни И. Крылова «Зеркало и Обезьяна».
Задание 5
Русские баснописцы:
— И. Крылов;
— И. Хемницер;
— А. Измайлов;
— И. Дмитриев.
Задание 6
1) «Друзья». Герои: мужик, сторонние мужики.
2) «Кукушка». Герои: кукушка, щеглята, синицы, соловей.
3) «Лебедь, рак да щука». Герои: лебедь, рак, щука.