ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» создан великолепный обобщенный образ барской Москвы начала XIX века. С первых страниц автор вводит нас в быт дворянской семьи, знакомит с нравами дворянского общества, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Первые сцены в доме Фамусова знакомят нас с одними героями (Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза) и подготавливают появление других (Скалозуб, Чацкий).
По мере развития сюжета мы начинаем осознавать, что всех этих людей — таких, на первый взгляд, разных, объединяет общая идеология, общий, прочно укрепившийся и устоявшийся быт. Однако в этом обществе все-таки уже ощущается разделение на два лагеря: приверженцев старых традиций, защитников крепостного строя и представителей передовой дворянской молодежи, уверенных в необходимости переустройства мира.
Самым ярким представителем первого лагеря в комедии выступает Фамусов. Это ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков. «Как все московские», он ценит в людях только чины и богатство, заявляя Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Собственные принципы Фамусов считает непререкаемыми, а традиции своей среды — нерушимыми и единственно правильными. Он старается убедить Чацкого в необходимости служить «на старших глядя». Когда же тот отказывается от службы, объясняя это тем, что «служить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом. Убежденный защитник самодержавия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным право помещика распоряжаться людьми по собственному усмотрению: наказывать, продавать, отправлять в ссылку, на каторгу или поселение.
Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает ослами, чурбанами, называет Петрушками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста. Самодержавно-крепостнический строй является основой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к каким-то действиям, к активной жизни. Все суждения они «черпают из забытых газет», расшитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету». Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —
заявляет Фамусов.
Окружение барина не особенно отличается от него своими взглядами, убеждениями, жизненными позициями. Все московское общество живет в уверенности, что другого образа жизни, других жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекаться наукой.
Грибоедов не ограничивается многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Для наиболее полного изображения нравов московского дворянства он вводит красочные образы других лиц, таких, например, как полковник Скалозуб, упорно стремящийся к военной карьере и уже достигший немалых успехов на этом поприще. Главная цель жизни этого человека — дослужиться до генерала. И он не пренебрегает никакими средствами для достижения желаемого. Ему невероятно везет по службе: «То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». Скалозуб еще более ограничен в умственном отношении, чем Фамусов. Так, например, когда его просят высказать свое мнение о Москве, он может сказать только: «Дистанции огромного размера». При этом даже гордится своим невежеством: «Ученостью меня не обморочишь». Этого служаку интересуют только чины и награды, «выпушки», «погончики», петлички на мундирах, муштра, команда, «фрунт». «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», — эту меткую характеристику дает Скалозубу Чацкий. Но именно такие самовлюбленные, тупые поклонники палочной муштры, враги свободы и просвещения преуспевали в те времена и занимали в дворянском обществе высокое положение.
Растлевающее влияние фамусовского общества и крепостническо-чиновничьей морали особенно заметно в образе Молчалина, который стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне уверен в том, что в маленьких чинах «не должно сметь свое суждение иметь». Секрет успеха бедного, безродного Молчалина в его тактике. Он точно знает, как нужно себя вести, чтобы достигнуть «степеней известных»:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
«Умеренность и аккуратность» таких людей, как Молчалин, ценится в московском обществе гораздо выше ума, образованности, воспитанности, чувства чести и достоинства представителей передовой молодежи. В дворянской среде распространены и процветают молчалинские принципы: жизненный практицизм, лицемерие, низкопоклонство, приспособленчество.
Рисуя картину московского дворянского общества, Грибоедов расширяет и расцвечивает ее введением множества эпизодических лиц, гостей Фамусова. Все они объединены общими взглядами на жизнь и на людей, хотя каждый имеет свой индивидуальный характер, свои черты, естественно вписывающиеся в стереотипы общества. Здесь перед нами властная барыня Хлестова — грубая, бесцеремонная женщина. Здесь и «лгунишка, картежник, вор» Загорецкий, «мастер услужить», благодаря чему его везде принимают. Характерен для барской Москвы и образ Репетилова — болтливого, глупого, ветреного человека, и образ Платона Михайловича Горича — «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей», во всем беспрекословно подчиняющегося своей жене Наталье Дмитриевне. Типичной московской семьей выступает княжеская семья Тугоуховских, которая, как и все представители дворянской среды, признает в людях только знатность, богатство и чины. Интересы княжон ограничиваются нарядами и сплетнями, а родители озабочены поиском подходящих женихов для своих дочерей. Пристрастие к «хорошему тону», который немыслим без французского языка, характеризует Хрюмину-внучку. «Хороший тон», однако, не способен скрыть злобу и постоянное недовольство этой строптивой графини.
Полноту и законченность образу барской Москвы придают также многочисленные упоминания о других людях, таких как Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и др., об их жизни и нравах.
Резко выделяется из этой среды лишь Чацкий — вольнолюбивый молодой человек, свято верящий в людей, в силу разума, отстаивающий свободу и уверенный в скорой гибели фамусовского мира. Рабской морали барской Москвы Чацкий противопоставляет высокое понимание долга и чести, общественной роли и обязанностей человека.
Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими чинами, служение делу, а не лицам — таковы моральные принципы этого героя. Но его время, к сожалению, еще не настало. Московское общество не желает принять его, потому что видит в нем угрозу устоявшимся правилам и стереотипам своей среды.
Жизненность образов, созданных Грибоедовым, так поразила современников драматурга, что буквально вся Москва отыскивала и находила в своей среде тех людей, с которых могли быть списаны герои произведения. Сатирические образы, созданные писателем, позднее были развиты и переосмыслены М. Е. Салтыковым-Щедриным, который в хронике «В среде умеренности и аккуратности» представил дальнейший жизненный путь Молчалина, достигающего и в новых условиях «степеней известных». Герои, подобные персонажам «Горя от ума», еще не раз будут встречаться в произведениях других авторов, что говорит о невероятной правдивости и типичности созданных великим драматургом картин и образов.