КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА»
А. С. ГРИБОЕДОВА — ПЕРВОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ
Давайте задумаемся, что отличает классическое литературное произведение от других, так и не ставших классикой. Вот, казалось бы, самый простой ответ: классика — это литература, которую люди помнят веками. Однако почему же одни произведения оказались забыты после смерти автора (а то и при его жизни), а другие читают даже через сотни лет?
Рассмотрим этот вопрос на примере комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чем она интересна нам?
Как и всякое классическое произведение, эта пьеса является отражением, своеобразным слепком эпохи. Мы помним из истории, что в начале девятнадцатого века, после Отечественной войны 1812 года, Россия переживала период реакции. Это коснулось всех слоев общества, в особенности дворянства. И Грибоедов первым из русских драматургов затронул насущную проблему, обратив внимание читателей и зрителей на недостатки представителей дворянства.
«Горе от ума» — не развлекательное произведение, хотя и относится к жанру комедии. Оно заставляет смеяться над тем, что на самом деле не смешно — над льстецами, лжецами, сплетниками, высокопоставленной глупостью, карьеризмом, дает возможность ясно увидеть все, что обычно скрыто под маской приличий, позволяет сравнить персонажей пьесы с реальными людьми. Прочитав комедию или посмотрев спектакль, люди получают повод задуматься, приглядеться к окружающим, заметить в ком-то из них черты Фамусова, Молчалина, Хрюминых и других персонажей. Конечно, их образы немного утрированны, недостатки преувеличены, но именно это позволяет читателям более ясно видеть их.
Какими же предстают перед нами герои комедии?
На первом плане здесь Павел Афанасьевич Фамусов и его секретарь Алексей Степанович Молчалин. Первый сделал карьеру, второй свою только начинает. Каким образом он добивается положения в обществе? Ему помогают не ум и деловые качества; даже София Павловна Фамусова, считающая его своим женихом, отказывает ему в них: «Конечно, нет в нем этого ума…». Зато она восхищается другими его способностями, на которые Молчалин и делает ставку: он «уступчив, скромен, тих», и тем самым «дружбу всех он в доме приобрел». Но можно ли сделать карьеру таким образом?
В обществе, описанном Грибоедовым, — почему бы нет? Не потому ли Фамусов держит при себе такого секретаря, что и сам многого добился подобным образом? Во всяком случае, наукой лести он владеет в совершенстве и знает, когда и кому угодить. И неудивительно: у него был хороший учитель — «покойник дядя». Его поведение Павел Афанасьевич ставит в пример молодым: «Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб…» и в результате «на золоте едал, сто человек к услугам, весь в орденах…». Наверняка, сам Фамусов прошел тот же путь, а за ним идет новое поколение, получившее чины либо угождая, как Молчалин, либо через «своих» людей. Тот же Фамусов с гордостью говорит: «При мне служащие чужие очень редки», поэтому «как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..» И «человечки» начинают понимать, что в этом мире важно, а чем можно поступиться. Ведь им «не надобно иного образца, когда в глазах пример отца».
Таким изображает Грибоедов чиновника своего времени. Но это не единственное, на что он обращает внимание. В комедии высшее общество изображено во всех его худших проявлениях. Тот же Фамусов, «монашеским известный поведеньем», дает повод служанке Лизе сказать, что «пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». То же самое она могла бы сказать и о Молчалине, который, собираясь «по должности», для карьеры жениться на дочери Фамусова, признается служанке в любви.
Но все грехи скрыты под маской благородства или угодливости, чтобы избежать злых языков, которые в этом обществе «страшнее пистолета». Ну а иные пороки не только не скрываются, но и считаются добродетелями. Ведь не зря же София Фамусова выбрала себе в мужья Молчалина и пренебрегла Чацким.
А как Грибоедов описывает саму Софию Павловну? Прелестная юная барышня, которой «сна нет от французских книг». Романтичная, влюбленная девушка. Но это о ней сказано: «грех не беда, молва не хороша». София обманывает отца, она не верна любящему ее Чацкому. Впрочем, эта любовь и не может быть долгой. Недалекая, по сути, девица, озабоченная парикмахерами, балами, да еще, пожалуй, замужеством, скоро разочаровала бы его. Она не хочет понимать его речей, в которых он «пересмеять умеет всех», не понимает его устремлений. В сущности, София Павловна является частью того, что Чацкий пытается обличить, а автор — выставить в смешном свете.
Менее досконально Грибоедов описывает образы гостей Фамусова. Каждый из них является иллюстрацией одного порока. Полковник Скалозуб — грубый солдафон, интересы которого ограничены битвами, полками и знаками различия. Наталья Дмитриевна Горич, истинная светская дама, которая таскает по балам и приемам своего мужа в качестве живой игрушки. Ее не интересует его мнение о подобных развлечениях, да и обо всем остальном. Хлестова окружила себя такими же игрушками — арапкой, собачкой, многочисленными воспитанницами, падка на лесть и сплетни. Высокомерные князья Тугоуховские ищут женихов для своих дочерей по принципу «кто беден, тот тебе не пара». Заносчивые графини Хрюмины попросту не замечают тех, кого считают ниже себя по положению. Дополняют картину лгун Загорецкий, сплетники Г. Д. и Г. Н. Таково современное Грибоедову общество.
Однако ценность «Горя от ума» как классического произведения не только в попытке высмеять пороки великосветской Москвы. Автор не только указывает на недостатки общества, но и пытается им что-то противопоставить.
Не все персонажи комедии — комичные герои. Выделяется из общей массы Платон Михайлович Горич. В недавнем прошлом лихой офицер, «лишь утро: ногу в стремя и носится на борзом жеребце», к тому же неглупый человек, равнодушный к светским развлечениям. Казалось бы, вот он — борец за идею. Но этот человек смирился с ролью «прелестного мужа» — обыкновенного подкаблучника. Платон Михайлович оставил военную службу, хотя даже его жена признает, что он «к занятьям склонен разным… к ученьям и смотрам, к манежу…», позволил Наталье Дмитриевне решать за него, где жить, как развлекаться, хотя до балов «смертельный неохотник». Так что не тот человек Горич, чтобы противопоставить себя обществу.
Есть Репетилов, член тайного, судя по всему политического, общества. Возможно, он — потенциальный обличитель пороков? Но его безалаберность и безответственность наводят на мысль, что тайное общество напрасно принимает этого человека. Репетилов «слово дал молчанья», но тут же разболтал все о его собраниях и членах.
Нет, единственный, кого Грибоедов противопоставил обществу, — Чацкий. Он умен, образован, успел попутешествовать и посмотреть мир. Чацкий по-настоящему ясно видит, что общество нуждается в переменах, и не боится заявить об этом во всеуслышанье. В результате он приобретает репутацию сумасшедшего, теряет любовь, лишается расположения великих мира сего. «Мильен терзаний», одиночество, непонимание — вот что ждет его.
Такова действительность, описанная в комедии Грибоедова. Но чем «Горе от ума» интересно нам спустя двести лет? Вероятно, тем, что, несмотря на все перемены, в нашем обществе не стало меньше глупцов, карьеристов, сплетников, льстецов и подлецов, прячущихся под маской приличий. Не стало легче и людям, подобным Чацкому, противостоять им.
Таким образом, Грибоедов поднял в своей пьесе вечную тему, не потерявшую актуальности через два века, а значит, «Горе от ума» можно считать классическим произведением.
Умение красиво говорить характеризует культурного, образованного человека. Красивая речь должна быть не только правильной, но и богатой образами.
В русском языке огромное количество выразительных средств, которые используются как в устной, так и в письменной речи. Одно из них — фразеологизмы; это меткие, выразительные фразы, сказанные писателями, поэтами или другими известными людьми. Короткие, емкие выражения запоминаются, повторяются, к месту используются, как бы порхают от одного человека к другому. Возможно, поэтому они и называются крылатыми фразами. Через какое-то время автор и произведение, из которого они были взяты, могут забыться, и они становятся самостоятельными.
Мы уже не помним, откуда взялось то или иное выражение, оно кажется нам таким привычным. А между тем многие из них принадлежат перу Александра Сергеевича Грибоедова и были впервые произнесены персонажами его бессмертной комедии «Горе от ума».
Каждая крылатая фраза сказана не просто так — все они служат для характеристики тех, кто их произносит, или тех, о ком они сказаны. И зачастую раньше они означали не совсем то, что мы привыкли вкладывать в них теперь. Например, помним ли мы, кому принадлежат и по какому поводу были сказаны слова «и дым Отечества нам сладок и приятен»? А между тем Чацкий, главный герой комедии, закончил ими монолог, в котором высмеял своих всеми уважаемых соотечественников: «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!» В этом контексте фраза приобретает сатирическое звучание.
Продолжая этот разговор с Софией, Чацкий отвечает на ее вопрос словами, которые тоже стали крылатыми: «Где ж лучше? — Где нас нет». Это выражение, судя по всему, придуманное Грибоедовым, считается уже простонародной мудростью. Но наиболее ярко его характеризует фраза, которая в любом контексте имеет одинаковое значение: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Грибоедов вложил выражения, ставшие крылатыми, не только в уста главного героя. Например, о характере Молчалина можно догадаться по фразе «злые языки страшнее пистолета». Достаточно вспомнить, в каких случаях мы слышим эти слова, а также, о ком говорят, что он «молчанием обезоружит».
И Фамусова, и отчасти Софию характеризуют слова, близкие и понятные многим родителям: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» И неудивительно: ведь детям и родителям во все времена бывает сложно понять друг друга. Молодые ищут свою настоящую любовь, стремятся к счастью. Когда же им кажется, что они его нашли, то запреты уже не являются для них препятствием, а часы пролетают, как минуты. Устами Софии Грибоедов сказал: «Счастливые часов не наблюдают». Хотя бы раз в жизни с этим, наверное, мог бы согласиться каждый.
Однако более трезвомыслящие люди призывают влюбленных к осторожности, ведь «грех не беда, молва не хороша». Они пытаются вдохновить их своим примером: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца».