Сочинение на тему: Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Первое классическое произведение русской драматургии. Часть 1

КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА»

А. С. ГРИБОЕДОВА — ПЕРВОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ

Давайте задумаемся, что отличает классическое литературное произведение от других, так и не став­ших классикой. Вот, казалось бы, самый простой от­вет: классика — это литература, которую люди помнят веками. Однако почему же одни произведения оказа­лись забыты после смерти автора (а то и при его жиз­ни), а другие читают даже через сотни лет?

Рассмотрим этот вопрос на примере комедии А. С. Гри­боедова «Горе от ума». Чем она интересна нам?

Как и всякое классическое произведение, эта пьеса является отражением, своеобразным слепком эпохи. Мы помним из истории, что в начале девятнадцатого века, после Отечественной войны 1812 года, Россия пе­реживала период реакции. Это коснулось всех слоев общества, в особенности дворянства. И Грибоедов пер­вым из русских драматургов затронул насущную про­блему, обратив внимание читателей и зрителей на не­достатки представителей дворянства.

«Горе от ума» — не развлекательное произведение, хотя и относится к жанру комедии. Оно заставляет смеяться над тем, что на самом деле не смешно — над льстецами, лжецами, сплетниками, высокопоставлен­ной глупостью, карьеризмом, дает возможность ясно увидеть все, что обычно скрыто под маской приличий, позволяет сравнить персонажей пьесы с реальными людьми. Прочитав комедию или посмотрев спектакль, люди получают повод задуматься, приглядеться к ок­ружающим, заметить в ком-то из них черты Фамусова, Молчалина, Хрюминых и других персонажей. Конечно, их образы немного утрированны, недостатки преувели­чены, но именно это позволяет читателям более ясно видеть их.

Какими же предстают перед нами герои комедии?

На первом плане здесь Павел Афанасьевич Фаму­сов и его секретарь Алексей Степанович Молчалин. Первый сделал карьеру, второй свою только начина­ет. Каким образом он добивается положения в обще­стве? Ему помогают не ум и деловые качества; даже София Павловна Фамусова, считающая его своим же­нихом, отказывает ему в них: «Конечно, нет в нем это­го ума…». Зато она восхищается другими его способно­стями, на которые Молчалин и делает ставку: он «ус­тупчив, скромен, тих», и тем самым «дружбу всех он в доме приобрел». Но можно ли сделать карьеру та­ким образом?

В обществе, описанном Грибоедовым, — почему бы нет? Не потому ли Фамусов держит при себе та­кого секретаря, что и сам многого добился подобным образом? Во всяком случае, наукой лести он владеет в совершенстве и знает, когда и кому угодить. И не­удивительно: у него был хороший учитель — «по­койник дядя». Его поведение Павел Афанасьевич ставит в пример молодым: «Сурьезный взгляд, над­менный нрав. Когда же надо подслужиться, и он сги­бался вперегиб…» и в результате «на золоте едал, сто человек к услугам, весь в орденах…». Наверняка, сам Фамусов прошел тот же путь, а за ним идет новое поколение, получившее чины либо угождая, как Молчалин, либо через «своих» людей. Тот же Фаму­сов с гордостью говорит: «При мне служащие чужие очень редки», поэтому «как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть род­ному человечку!..» И «человечки» начинают пони­мать, что в этом мире важно, а чем можно посту­питься. Ведь им «не надобно иного образца, когда в глазах пример отца».

Таким изображает Грибоедов чиновника своего времени. Но это не единственное, на что он обращает внимание. В комедии высшее общество изображено во всех его худших проявлениях. Тот же Фамусов, «мона­шеским известный поведеньем», дает повод служанке Лизе сказать, что «пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». То же самое она могла бы сказать и о Молчалине, который, собираясь «по должности», для карьеры жениться на дочери Фамусова, признает­ся служанке в любви.

Но все грехи скрыты под маской благородства или угодливости, чтобы избежать злых языков, которые в этом обществе «страшнее пистолета». Ну а иные по­роки не только не скрываются, но и считаются добро­детелями. Ведь не зря же София Фамусова выбрала себе в мужья Молчалина и пренебрегла Чацким.

А как Грибоедов описывает саму Софию Павловну? Прелестная юная барышня, которой «сна нет от фран­цузских книг». Романтичная, влюбленная девушка. Но это о ней сказано: «грех не беда, молва не хороша». София обманывает отца, она не верна любящему ее Чацкому. Впрочем, эта любовь и не может быть долгой. Недалекая, по сути, девица, озабоченная парикма­херами, балами, да еще, пожалуй, замужеством, скоро разочаровала бы его. Она не хочет понимать его речей, в которых он «пересмеять умеет всех», не понимает его устремлений. В сущности, София Павловна является частью того, что Чацкий пытается обличить, а автор — выставить в смешном свете.

Менее досконально Грибоедов описывает образы гостей Фамусова. Каждый из них является иллюстра­цией одного порока. Полковник Скалозуб — грубый солдафон, интересы которого ограничены битвами, полками и знаками различия. Наталья Дмитриевна Горич, истинная светская дама, которая таскает по балам и приемам своего мужа в качестве живой иг­рушки. Ее не интересует его мнение о подобных раз­влечениях, да и обо всем остальном. Хлестова окру­жила себя такими же игрушками — арапкой, собач­кой, многочисленными воспитанницами, падка на лесть и сплетни. Высокомерные князья Тугоуховские ищут женихов для своих дочерей по принципу «кто беден, тот тебе не пара». Заносчивые графини Хрю­мины попросту не замечают тех, кого считают ниже себя по положению. Дополняют картину лгун Заго­рецкий, сплетники Г. Д. и Г. Н. Таково современное Грибоедову общество.

Однако ценность «Горя от ума» как классического произведения не только в попытке высмеять пороки великосветской Москвы. Автор не только указывает на недостатки общества, но и пытается им что-то проти­вопоставить.

Не все персонажи комедии — комичные герои. Вы­деляется из общей массы Платон Михайлович Горич. В недавнем прошлом лихой офицер, «лишь утро: ногу в стремя и носится на борзом жеребце», к тому же не­глупый человек, равнодушный к светским развлечени­ям. Казалось бы, вот он — борец за идею. Но этот че­ловек смирился с ролью «прелестного мужа» — обык­новенного подкаблучника. Платон Михайлович оставил военную службу, хотя даже его жена признает, что он «к занятьям склонен разным… к ученьям и смотрам, к манежу…», позволил Наталье Дмитриевне решать за него, где жить, как развлекаться, хотя до балов «смер­тельный неохотник». Так что не тот человек Горич, чтобы противопоставить себя обществу.

Есть Репетилов, член тайного, судя по всему полити­ческого, общества. Возможно, он — потенциальный обли­читель пороков? Но его безалаберность и безответствен­ность наводят на мысль, что тайное общество напрасно принимает этого человека. Репетилов «слово дал молча­нья», но тут же разболтал все о его собраниях и членах.

Нет, единственный, кого Грибоедов противопоста­вил обществу, — Чацкий. Он умен, образован, успел попутешествовать и посмотреть мир. Чацкий по-насто­ящему ясно видит, что общество нуждается в переме­нах, и не боится заявить об этом во всеуслышанье. В результате он приобретает репутацию сумасшедше­го, теряет любовь, лишается расположения великих мира сего. «Мильен терзаний», одиночество, непонима­ние — вот что ждет его.

Такова действительность, описанная в комедии Грибоедова. Но чем «Горе от ума» интересно нам спус­тя двести лет? Вероятно, тем, что, несмотря на все пе­ремены, в нашем обществе не стало меньше глупцов, карьеристов, сплетников, льстецов и подлецов, прячу­щихся под маской приличий. Не стало легче и людям, подобным Чацкому, противостоять им.

Таким образом, Грибоедов поднял в своей пьесе вечную тему, не потерявшую актуальности через два века, а значит, «Горе от ума» можно считать классиче­ским произведением.

Умение красиво говорить характеризует культур­ного, образованного человека. Красивая речь должна быть не только правильной, но и богатой образами.

В русском языке огромное количество выразитель­ных средств, которые используются как в устной, так и в письменной речи. Одно из них — фразеологизмы; это меткие, выразительные фразы, сказанные писателями, поэтами или другими известными людьми. Короткие, емкие выражения запоминаются, повторяются, к месту используются, как бы порхают от одного человека к дру­гому. Возможно, поэтому они и называются крылатыми фразами. Через какое-то время автор и произведение, из которого они были взяты, могут забыться, и они ста­новятся самостоятельными.

Мы уже не помним, откуда взялось то или иное вы­ражение, оно кажется нам таким привычным. А между тем многие из них принадлежат перу Александра Сер­геевича Грибоедова и были впервые произнесены пер­сонажами его бессмертной комедии «Горе от ума».

Каждая крылатая фраза сказана не просто так — все они служат для характеристики тех, кто их про­износит, или тех, о ком они сказаны. И зачастую раньше они означали не совсем то, что мы привыкли вкладывать в них теперь. Например, помним ли мы, кому принадлежат и по какому поводу были сказаны слова «и дым Отечества нам сладок и приятен»? А между тем Чацкий, главный герой комедии, закон­чил ими монолог, в котором высмеял своих всеми ува­жаемых соотечественников: «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!» В этом контексте фраза приобретает са­тирическое звучание.

Продолжая этот разговор с Софией, Чацкий отве­чает на ее вопрос словами, которые тоже стали крыла­тыми: «Где ж лучше? — Где нас нет». Это выражение, судя по всему, придуманное Грибоедовым, считается уже простонародной мудростью. Но наиболее ярко его характеризует фраза, которая в любом контексте имеет одинаковое значение: «Служить бы рад, прислужи­ваться тошно».

Грибоедов вложил выражения, ставшие крылаты­ми, не только в уста главного героя. Например, о ха­рактере Молчалина можно догадаться по фразе «злые языки страшнее пистолета». Достаточно вспомнить, в каких случаях мы слышим эти слова, а также, о ком говорят, что он «молчанием обезоружит».

И Фамусова, и отчасти Софию характеризуют сло­ва, близкие и понятные многим родителям: «Что за ко­миссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» И не­удивительно: ведь детям и родителям во все времена бывает сложно понять друг друга. Молодые ищут свою настоящую любовь, стремятся к счастью. Когда же им кажется, что они его нашли, то запреты уже не явля­ются для них препятствием, а часы пролетают, как ми­нуты. Устами Софии Грибоедов сказал: «Счастливые часов не наблюдают». Хотя бы раз в жизни с этим, на­верное, мог бы согласиться каждый.

Однако более трезвомыслящие люди призывают влюбленных к осторожности, ведь «грех не беда, молва не хороша». Они пытаются вдохновить их своим при­мером: «Не надобно иного образца, когда в глазах при­мер отца».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.