Но «по отцу и сыну честь». Эти слова в комедии произносит сам Фамусов, а между тем его поиски счастья характеризуются словами, вложенными автором в уста служанки Лизы: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».
Многие крылатые выражения сложно понять без контекста, зато их можно употребить во множестве случаев. Помним ли мы, к чему относилось знаменитое ироничное восклицание Чацкого «а судьи кто?»? Но употребляется оно нередко, и даже не всегда к месту. Примерно так же обстоят дела с еще более памятным гневным «карету мне, карету!». В разряд народной мудрости можно отнести и немного менее известные, но не менее актуальные в любые времена фразы, такие как «чины людьми даются, а люди могут обмануться».
Существуют и такие выражения, которые уже давно считаются банальными. Слишком уж часто они встречаются в стихах, песнях, просто говорятся к месту и не совсем. И от постоянного употребления они как бы истрепываются, теряют свой первоначальный смысл. А между тем они были образцом поэтичности. Такие крылатые фразы можно сравнить со старой одеждой. Как любимые вещи, они изнашиваются и блекнут на фоне менее потертых, но и менее красивых или удобных новых одежек. К таким фразам относится неоднократно спетое, написанное и сказанное «герой не моего романа». Никто уже и не помнит, что автором его тоже является Грибоедов. Чацкий и София произносят эти слова, обсуждая полковника Скалозуба: «…лицом и голосом герой… — Не моего романа».
Комедия «Горе от ума» стала источником не только крылатых фраз, но и своеобразных крылатых имен. Фамилии многих персонажей стали нарицательными, причем, как ни странно, имени главного героя среди них нет. Зато есть фамилии наиболее ярких характерных персонажей. Ну кто усомнится, о чем речь, если кого-нибудь назовут Молчалиным? Кто не представит себе бравого вояку с фамилией Скалозуб?
Таким образом, комедия Грибоедова «Горе от ума», как и другие произведения, оказалась буквально разорвана на цитаты. Многие фразы вырываются из контекста, теряют свое первоначальное значение, истрепываются. Так не лучше ли оставить пьесу в покое, или, хотя бы, когда цитируем, указывать источник и автора?
Нет, не лучше. Ведь крылатые фразы на то и крылаты, чтобы быть неуловимыми и неистребимыми. Слово — не воробей, вылетит — не воротишь. Мы уже не сможем убрать их из нашей речи. Да и нужно ли? Ведь они служат ей украшением и делают ее богаче.
Но честно ли использовать то, что придумано не нами? Не слишком ли это напоминает обыкновенный плагиат?
Может, и напоминает, однако им не является. Употребляя крылатые выражения, мы отдаем дань уважения писательскому мастерству Грибоедова, а его пьеса становится практически бессмертной, обретая вторую жизнь и становясь частью нашего языка и культуры.
Многие философы и филологи трактуют литературу как художественно истолкованный срез общественной жизни. С этим трудно не согласиться. Читая классику, мы получаем представление об описываемом периоде или событии, которое нельзя почерпнуть в учебнике по истории или историческом труде. История описывает прошлое с точки зрения настоящего, как бы извне. Литература же позволяет погрузиться в ситуацию, увидеть общество изнутри, самим прочувствовать противоречия, присущие толпе, конкретному персонажу.
В этом плане комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является непревзойденным шедевром. По воле автора перед нами предстает московское общество начала девятнадцатого века, занятое своими обычными делами, озабоченное обычными проблемами.
Каким же видит Грибоедов современное ему общество? Как показывает его читателю?
Лицемерие — вот основная черта большого «света». Угодливая глупость, благообразная пошлость — главные ценности постоянных участников балов и приемов. И друга, и зятя здесь ищут «с звездами да с чинами», ну а «кто беден, тот тебе не пара».
Каждый из персонажей комедии — ожившая иллюстрация одного из пороков великосветских господ. Взгляните, вот Фамусов, управляющий в казенном месте. Он знатен, богат, «монашеским известен поведеньем». Словом, образец добродетели, отличный пример и для дочери, и для молодого секретаря Молчалина. Фамусов хорошо знает, когда и кому следует угодить, польстить, и охотно учит этому других. И им «не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Правда, добродетели этого образца, как мы видим, не более чем маска, дань приличиям.
А вот Молчалин, секретарь Фамусова, — его достойный ученик. Его окружение справедливо видит в нем глупца, но при этом он отлично усвоил правила поведения в светском обществе. Молчалин пока в невысоких чинах, но «дружбу всех он в доме приобрел», «безмолвием обезоружил», «по должности» объяснился в любви Софии Фамусовой — и таким образом успешно добивается положения в свете и выгодной должности.
Красавица София кажется романтичной, чистой. Но разве может такая натура полюбить Молчалина? Да и любовь ли это? Ведь она сама же отзывается о нем нелестно: «Конечно, нет в нем этого ума…». Может быть, прав Чацкий, говоря, что «она его не уважает», «не ставит в грош его»? Нет, дело в другом. Ее романтичность воспитана французскими романами, а добродетель происходит только из нежелания стать предметом сплетен, ведь «грех не беда, молва не хороша». Достойной парой для этой легкомысленной барышни нам представляется полковник Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». София не любит его, но, обманутая Молчалиным и забытая Чацким, наверняка найдет преимущества в таком союзе, одобренном отцом.
Все герои пьесы — и семейство Фамусовых, и их секретарь, и полковник — типичные представители современного Грибоедову общества. Их окружение также типично. Князья Тугоуховские, которые ищут выгодную партию для своих шестерых дочерей, отставной офицер Платон Михайлович Горич, смирившийся с ролью «прелестного мужа» при своей жене с ее неудержимым стремлением к светской жизни, лгун Репетилов, пустомеля Загорецкий. Грибоедов дает целый пантеон рутинных персонажей. Все они кажутся карикатурными, утрированными, но их черты носят обобщенный характер и присущи не им одним. Грибоедов наделил этих людей недостатками, свойственными его современникам.
Откуда же здесь, в обществе льстецов, глупцов и сплетников, мог появиться такой человек, как Чацкий?
Александр Андреевич Чацкий — такой же воспитанник московских салонов, гостиных и балов, как и остальные персонажи комедии. Многочисленные примеры учили его тому же, чему и остальных, вот только выводы он сделал другие. Попробуем проследить пройденный им путь.
Скучая на балах, молодой человек поневоле начал присматриваться к людям, замечая самые карикатурные их черты. Так из скуки родилось то, что называли вольнодумством, — у Чацкого сложилось собственное мнение обо всем и обо всех. Общество пока еще терпит его, списывая нестандартные взгляды на молодость. Но сам Чацкий такое общество уже принять не может: «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Он ищет, но не может найти своего места среди лицемеров и подхалимов, не делает попыток сделать карьеру, добиться чина — ведь «служить бы рад, прислуживаться тошно». Не устраивает его и военная служба — не потому ли, что и там хватает карьеристов, подобных Скалозубу, о котором Фамусов с уважением говорит: «Давно полковник, служите недавно». Оставив армию, Чацкий отправляется путешествовать.
Вернуться его заставляет юношеская любовь — София Павловна Фамусова. Но здесь влюбленный приходится не ко двору: легкомысленная барышня давно забыла Чацкого, и хотя признает, что он «остер, умен, красноречив», все же предпочла «врага дерзости» Молчалина. К тому же манера Чацкого говорить нелицеприятные вещи об уважаемых в фамусовском обществе людях, его умение «пересмеять… всех», шокирует и отталкивает Софию, привыкшую скрывать свои мысли и чувства. Она даже высказывает предположение, что Чацкий сошел с ума. И эта идея подхватывается ее окружением, а «злые языки страшнее пистолета». И Чацкий объявлен чуть ли не буйнопомешанным. Сплетня охотно принимается и распространяется, обрастает массой подробностей. Ведь людям, занятым пустыми разговорами и танцами, легче допустить, что тот, кто выставляет их в неприглядном свете, ненормальный, чем присмотреться к себе. К тому же, эта скучающая великосветская толпа испытывает какой- то нездоровый интерес ко всему, что кажется им выходящим за рамки обычного. Так что ярлык сумасшедшего герою комедии навесили прочно.
Какую же роль в этом обществе Грибоедов отводит Чацкому? Его считают карбонарием, вольтерьянцем, якобинцем, его пытаются урезонить, уговорить, научить: «Не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а главное, пойди-тка послужи». Он вызывает возмущение, его слова даже слушать нужно с опаской. Так кто же он — бунтарь, революционер, террорист? Вряд ли.
Чацкий ясно видит все пороки общества, он указывает на них, обличает, высмеивает — но, по сути, не предлагает пути к изменениям, реформам. Его можно было бы назвать борцом за идею, но как раз идеи-то и нет! А раз так, тогда какова дальнейшая судьба этого героя? Скорее всего, достаточно печальна. Привычное ему общество отринуло его, навесило ярлык сумасшествия, оно уже не может предложить Чацкому ничего, кроме насмешливой жалости, а значит, его слова так и не будут услышаны.
Но есть ли тогда смысл в его появлении? Ведь он так и не смог ничего изменить в своем окружении. Конечно, девятнадцатый век стал в России веком реформ, можно сказать Чацкий «породил» декабристов!
С другой стороны, если бы не Чацкий, возможно, декабристы не появились бы вовсе! Кто бы заразил вольнодумством реформаторов и бунтарей, обратил внимание общества на необходимость перемен в обществе? Вполне уверенно можно говорить, что Чацкий ввел своеобразную моду на вольнодумство и что изменения, которые начались в России во второй половине девятнадцатого века, произошли благодаря Чацкому и главное, разумеется, Грибоедову.
С момента написания комедии «Горе от ума» прошло без малого двести лет, а мы все еще с удовольствием читаем ее. И находим актуальной! Не странно ли? Ведь мир стал совсем другим. Но изменились ли мы сами? Не появляются ли среди нас Фамусовы, Молчалины, Репетиловы, Хрюмины? К сожалению, типажи, созданные Грибоедовым два века назад, смогли пережить все изменения, реформы, революции. А раз так, нашему обществу, как и раньше, необходимы Чацкие, и тему противостояния и взаимодействия Чацкого и общества, смелости, неуспокоенности и косности, рутины можно считать вечной.