Основными особенностями поэзии А.А. Фета являются его обращение исключительно к миру чувств и «летучих» настрое­ний, бессюжетность стиха и пристрастие к жанру лирической миниатюры. Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна вмешиваться в дела «бедного мира». В его стихах почти нет места проблемам политическим, общественным, гражданским. Фет очертил круг своей поэзии тремя темами: любовь, природа, искусство.

Любовная лирика Фета светла, солнечна. Она богата оттенками чувства, всегда наполнена ощущением счастья. Любовь для поэта — прибежище «от вечного плеска и шума жизни». Его отношение к женщине трепетное, нежное («На заре ты ее не буди…», «В златом сиянии лампады полусонной…»). В любовном чувстве Фета есть какая-то надежность и умиротворенность, совершенное отсутст­вие роковых страстей и поединков, как это было у Тютчева. Лю­бовь в поэзии Фета всегда побеждает холод души. Два любящих человека понимают друг друга, и это взаимопонимание рождает «пленительный сон» и «мед благовонный» любви («Сонет», «Се­ренада», «Сияла ночь, луной был полон сад…»).

Фет — «природы тайный соглядатай». Он замечает и цвет, и звук, разлитые в природе, малейшие подробности ее состояния. В стихотворении «Печальная береза» поэт наблюдает из своего окна обнаженную, замерзшую на морозе березу, которая стано­вится для него воплощением красоты северного края. Фет часто изображает в своих миниатюрах русскую зиму с ее сугробами, снежной вьюгой в поле, «огонечками мороза» при луне. Зима олицетворяет необыкновенную, характерную только для Рос­сии красоту (цикл «Снега»).

Необычно по художественному приему стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…». Здесь полностью отсутствуют глаго­лы и тем не менее динамика жизни передана необычайно точно и остро. Параллельно развиваются два потока событий: в приро­де — смена ночи утром, между людьми — объяснение в любви. Назывными предложениями передается смена наполненных дей­ствием мгновений. Жизнь как бы пульсирует, полная событий, ночь предвещает радость и счастье дня. В поэзии Фета природа беспредельна, но вместе с тем она ограничена сферой видимого поэтом мира («Фантазия»).

Искусство — третья тема поэзии Фета. Поэт часто обращается к искусству Древней Греции и Рима, видя в творениях античности величайшую гармонию. В стихотворении «Диана», навеянном ти­циановской картиной, Фет любуется телесной красотой и гармо­ничностью богини. Поскольку Диана — богиня природы, она естест­венно включается в эту природу: отражается в воде, как бы выхо­дя из нее. Фета привлекала пластика античных статуй как выраже­ние божественного вдохновения художника. В стихотворении «Ку­сок мрамора» поэт, видя мраморную глыбу, рассуждает о том, что из нее может выйти под умелой рукой скульптора.

Фет хотел сблизить людей через искусство. Слов казалось ему мало, он искал новые возможности для духовного общения. Та­ким средством взаимопонимания людей может быть музыка. Тема музыки входит в поэзию в стихах цикла «Мелодия»:

Исполнена тайны жестокой Душа замирающих скрипок.

Те звуки понятны мне вдвое:

Наполнили силой чудесной Они мне все сердцу родное.

Непосредственно поэзии посвящено стихотворение «Муза». В последние годы жизни Фет создает цикл стихов о любви «Ве­черние огни», в которых отрицает власть времени над челове­ком, конечность жизни.

Общим для всей поэзии Фета было стремление уйти от во­просов гражданского, общественного звучания в мир чистых чувств.

Дополнительная литература

Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980.

Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.

Озеров Л.А. А.А. Фет. О мастерстве поэта. М., 1970.

Озеров Л. Поэзия Тютчева. М., 1975.

Пигарев К. Тютчев и его время. М., 1978.

Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета (истоки, метод, эволюция) // Дале­кое и близкое. М., 1981.

На этой странице искали :

  • поэзия фета сочинение
  • поэзия фета
  • сочинение на тему поэзия Фета
  • сочинение на тему фет
  • сочинение фет