Социальный конфликт в пьесе «На дне» обсуждается критиками и читателями уже не первое десятилетие. За это время сменилось несколько поколений. Каждое из них видит произведение через призму своих реалий, приходя к новым, порой, непонятным предшественникам выводам.

Как же воспринимают «На дне» представители 21 века? Людям эпохи высоких технологий, понятна и близка тема, раскрытая Горьким. Человечество достигло многого – летает в космос, изобрело ядерное оружие, мобильные телефоны и интернет. Однако и в наше время есть «дно», на котором барахтаются люди, «упавшие за борт» и зачастую не имеющие ни единого шанса выбраться.

В произведении Максима Горького в грязной, темной, замызганной ночлежке встречаются разные люди. Кто-то из них прежде имел хорошую работу, друзей, семью. Однако оступился и упал на «дно». Другие родились в среде «отщепенцев» и не знают иных реалий.

Однако все они – люди. У каждого есть душа, чувства, мысли. Например, у Актера, когда-то блиставшего на сцене, но спившегося, у умирающей от тяжелой болезни Анны, у любящего весь мир и желающего его «обогреть» Лукию. Своя печальная судьба имеется у всех остальных персонажей. Однако до них никому нет дела.

Люди, считающие себя нормальными, состоявшимися и успешными, относятся к обитателям «дна» с презрением и брезгливостью. Как к грязному жалкому скоту, для которого и такая ночлежка – роскошь. И это отчетливо прослеживается в поведении Костылева, хозяина заведения, возомнившего себя большим господином.

Не лучше ведет себя и полицейский Медведев, поддерживающий власть товарища. Унизить, пнуть того, кто упал, плюнуть в него – для них чуть ли не дело чести. «Нормальные» считают, что это – не люди, сброд.

Социальный конфликт в пьесе горького на дне становится очевиден, когда понимаешь, что по сути своей обитатели ночлежки ничем не отличается от тех, кто живет в пышных хоромах и ездит в шикарных каретах. Жизнь так называемых «отбросов» изобилует тем, что присуще любому обществу.

В них есть любовные интриги, зависть, ревность, а также страсть и философские беседы со спорами. Если переодеть этих грязных людей в платье поприличнее – они вполне могут сойти за дворян. Луку, Анну, Ваську, Пепла и других отличает от тех, кто «сверху» – это отсутствие надежды. Однако они остались людьми, но таковыми себя не считают.

Они не верят в перемену ситуации, и не пытаются ее менять. Опустившись на «дно», они сразу же стали в глазах окружающих чем-то вроде мерзких насекомых, которых каблуком раздавить не жалко. Человеческая душа под лохмотьями не видна.

В таком обществе – циничном, «слепом», меркантильном – шансов у споткнувшихся нет. В этом и заключается социальный конфликт в пьесе «На дне», сочинение по которой писать сложно, так как проблема актуальная и очень болезненная до сих пор.