Пьесы Вампилова, обладая энергией всевременности, все-таки были рождены в 1960-е годы, несли приметы этих лет. По ним можно проследить, как менялся моральный климат в об­ществе, что происходило с человеком, не желавшим терять свою внутреннюю свободу. Повзрослевшие к началу 1970-х герои Вам­пилова уже иные. Это герои трагические. Они не сумели реали­зовать идеалы молодости; лицемерие, двойная мораль, ставшие законом общественной жизни, разъедают их души. Они живут неистинной жизнью, какой, впрочем, живет все общество, фальшь которого так глубоко проникает внутрь, что деформи­рует человека. Он еще пытается сопротивляться, барахтается, но непоправимо изуродованы сами формы сопротивления сре­де, опрокинуты нравственные ориентиры, смещены критерии оценки хорошего и плохого. Герой испытывает глубокий душев­ный кризис, но очищенным из него не выходит. Таков герой трагикомедии «Утиная охота» (1970) Зилов, которого терзает экзистенциальная тоска по иной — настоящей — жизни.

Александр Вампилов оставил не такое уж большое наследст­во — четыре одноактные и четыре многоактные пьесы. И тем не менее в литературе и театральном искусстве укрепилось поня­тие «театр Вампилова». Это значит, что драматург создал свой уникальный художественный мир, свою эстетическую систему. Все вампиловские пьесы полифоничны, допускают разные тол­кования при том, что авторский идеал выражен достаточно от­четливо. Можно было бы назвать Вампилова драматургом-бытовиком. Действительно, его герои живут в повседневном быту, в окружении бытовых реалий. В сфере быта реализуется социаль­ная картина времени. Но быт вмещает экзистенциальные про­блемы бытия и раздвигается до философского понимания чело­веческой жизни, до проблем общечеловеческого братства или всеобщего отчуждения, потери собственного «я» или самоиден­тификации.

Будучи отражением нравственности и идей времени, герои Вампилова несут в себе и общефилософский потенциал, что определяет их постоянную актуальность.

Вампилов пришел в литературу в конце 1960-х, его пьесы появились на фоне арбузовско-розовской драматургии, разру­шавшей концепцию человека-винтика. В отличие от драматургов старшего поколения, которые видели источники конфликтов в прошлом, Вампилов показал негативные тенденции в совре­менной ему жизни, открыл нарастающую бездуховность обще­ства. Он писал о людях, испытываемых бытом, спокойной и сытой жизнью. Эти испытания оказались драматичными, на­полненными глубокими конфликтами. Позже, уже в середине 1970-х, появилась «поствампиловская» драма, или драма «новой волны», которая расширила сферу быта в его воздействии на характер, показала бездны и провалы в жизни нового — марги­нального, переходного героя. Но это был уже другой — не вампиловский герой. Драматурги «новой волны» и не пытались «спа­ять любовью» своих героев, как это было в пьесах Вампилова.

На этой странице искали :

  • сочинение по творчеству вампилова
  • эссе про вампилова
  • александр вампилов сочинение