Сочинение по картине И. Тихого «Аисты»

План:

  1. Сюжет картины и вызываемые ею ассо­циации.
  2. Композиция картины.
  3. Цветовая гамма.

Уже само название картины И. Тихого говорит о ее сюжете. Над желтеющими полями летит не­большая стая аистов. Аисты — довольно крупные птицы с длинными ногами и длинным клювом. У аистов широкие сильные крылья. Петь аисты не могут из-за особенностей строения гортани, поэтому они общаются между собой, издавая клювом щел­кающие звуки. Различные виды аистов широко рас­пространены в мире; некоторые виды взяты под охрану. Аисты предпочитают селиться неподалеку от водоемов. Эти птицы вьют гнезда на деревьях или на крышах домов. Существует поверье, что если на крыше дома свили гнездо аисты, это принесет удачу людям, живущим в доме.

В поэзии аист — один из символов верности и продолжения рода. Отголоски древних поверий об аистах сохранились в поговорке «аист принес», ко­торую произносят применительно к детям. Дело в том, что в древности бездетная семья считалась не­счастливой: ведь кто, кроме детей, позаботится о родителях в старости. Так как аиста считали пти­цей, приносящей удачу, вполне естественно, что он мог принести и долгожданного ребенка. В во­сточной традиции аист является символом мудро­сти и долголетия.

На картине И. Тихого мы видим восемь птиц. Скорее всего они недавно взлетели: первые в стае уже поднялись довольно высоко, остальные летят чуть ниже, а один аист, которого мы видим на пе­реднем плане в левом нижнем углу, только-только поднялся над землей. Изображение летящей стаи аистов пересекает полотно по диагонали, слева на­право, устремляясь ввысь, в небо. Расстилающийся вокруг простор полей и неба создает ощущение сво­бодного, радостного полета. Нужно отметить, что, по мнению психологов, при изображении живых существ большую роль играет то, в какую сторону они смотрят. Правая сторона изображения ассоци­ируется с будущим, а левая с прошлым. Айсты, как и полагается гонцам удачи, летят вперед, в бу­дущее, сильным взмахом широких крыльев стря­хнув пыль прошлого — то, что уже утратило значе­ние.

Изображение окружающей природы, расти­тельности занимает на картине не так много места. Узкая желтая полоса поля на переднем плане, очертания небольшой группы деревьев слева и одинокое дерево чуть дальше, небольшой зеле­ный клочок растительности в правом нижнем уг­лу, да еще синевато-серые очертания возвышенно­стей вдоль линии горизонта — вот и весь пейзаж. Растения, изображенные в правом углу, обычно растут у воды; присмотревшись, можно различить поверхность водоема.

Основную часть картины занимает изображе­ние неба с летящими птицами. Такая композиция выбрана художником не случайно: она позволяет зрителю целиком сосредоточить внимание на аи­стах, на грациозных взмахах больших крыльев. Полет аистов чем-то похож на воздушный танец, до того легки и изящны их движения. Действие, скорее всего, происходит летом или в начале осе­ни. Возможно, что аисты уже направляются в те­плые края, хотя явных признаков грядущей зимы пока не заметно. Интересно отметить такую де­таль: стаю аистов художник изобразил вдоль воо­бражаемой диагонали, идущей слева направо, в то время как уклон местности немного понижается слева направо. Это дополнительно усиливает ощу­щение безудержного полета птиц: не только они поднимаются вверх, но и земля отступает вниз, и остаются только небо и взмахи крыльев…

Еще одна ассоциация, которая возникает при взгляде на картину — это ассоциация с гусями-лебедями из одноименной русской народной сказки. Эта ассоциация, нужно признать, полностью вы­падает из контекста всего сказанного об аистах: ведь эти птицы приносят счастье, а не разрушают его, как пытаются сделать сказочные гуси-лебеди. В то же время, если вдуматься в содержание сказ­ки, роль гусей-лебедей не во всем оказывается от­рицательной. Да, они уносят брата девочки к Бабе- Яге, которая намеревается съесть и его, и его сестру, пришедшую спасти мальчика. Девочке приходится искать помощи у яблони, реки и печ­ки, спасаясь от гусей-лебедей. Благодаря этому она научилась ценить чужой труд и быть благодар­ной. Ведь когда девочка шла на поиски брата, она вела себя как избалованный и невоспитанный ре­бенок: «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюш­ки и пшеничные не едятся…» Так как она не ока­зывает должного уважения печке, яблоне и реке, те не отвечают на ее вопрос, и девочка лишь чудом находит избушку Бабы-Яги. Но, очутившись в сложной ситуации, когда гуси-лебеди ее догоня­ют, девочка меняет свое поведение. Таким обра­зом, можно сказать, что гуси-лебеди в сказке сы­грали своего рода воспитательную роль. Родители девочки велели ей присматривать за братом, а она вместо этого увлеклась играми и забыла о поруче­нии родителей. Легко предположить, что после знакомства с гусями-лебедями девочка станет бо­лее внимательной, осторожной и воспитанной.

Стоит остановиться и на анализе цветовой гам­мы картины «Аисты». Основные тона — нежно-голубой, желтый и темно-зеленый, а также белый. Яркие, сочные краски земли контрастируют с яс­ной чистотой неба, по которому, кроме аистов, плывут облака. Небо светлее справа, как раз в той стороне, куда направляются птицы. Можно сде­лать вывод, что действие картины происходит в первой половине дня, ведь солнце встает на вос­токе. Темная кайма по краю птичьих крыльев под­черкивает белизну оперения: в небе величественно плывут медлительные облака и грациозно парят мудрые аисты.

На этой странице искали :

  • Сочинение по картине тихого аисты
  • сочинение по картине И Тихого Аисты
  • СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ АИСТЫ
  • сочинение по картине тихой аисты
  • сочинение по картине девочка с гусями в поле