Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

План:

  1. Сергей Алексеевич Григорьев и его кар­тина «Вратарь».
  2. Сюжет и композиция картины.
  3. Образ вратаря.

Сергей Алексеевич Григорьев родился в 1910 г. В творчестве художника важную роль играет тема молодости, физического и духовного здоровья че­ловека. Особенно часты у Григорьева детская и школьная темы. Детям посвящены лучшие рабо­ты художника. Картина «Вратарь» принесла Гри­горьеву заслуженную славу. За некоторые работы, в том числе и за «Вратаря», Григорьев получил Государственную премию. Именно об этой картине пойдет речь в данной работе.

Эта картина очень динамична. Сюжет ее следу­ющий. На полотне царит осень, о чем свидетель­ствуют темное пасмурное небо, желтеющая и опа­дающая листва. Ребята возвращались из школы и зашли на пустырь поиграть в футбол. Пустырь находится сравнительно недалеко от города, на го­ризонте виднеются какие-то строения, даже про­сматриваются купола церкви. Ребята соорудили ворота из портфелей и школьных сумок, просто бросив их на землю, и завязалась увлекательная игра. О том, что игра азартна, свидетельствует не­прикрытый интерес болельщиков. Зрители сидят на штабеле из досок.

Центральным персонажем картины является мальчик-вратарь. Вратарь стоит, согнувшись, по­за его напряжена, он сосредоточенно следит за иг­рой. По его позе можно предположить, что мяч по­ка далеко от ворот. Но в любой момент мальчик готов вступить в игру и защищать свои ворота. Герой хочет походить на настоящего вратаря. У не­го поза профессионального футболиста, на руках перчатки. Замотанная бинтом коленка свидетель­ствует о том, что не впервые вратарь стоит на фут­больном поле, и всегда он защищал ворота, даже ценой собственных коленей. Возникает ощуще­ние, что мальчик нередко наблюдал за игрой в фут­бол и стремится подражать футболистам даже в одежде. На ногах у мальчика спущенные чулки и подвязанные тесьмой калоши. Видно, что вра­тарь — храбрый, бесстрашный мальчик, увлечен­ный своим делом.

За вратарем стоит, заложив руки за спину, ма­ленький мальчик в красном костюме. Кажется, что он тоже считает себя почти профессиональным футболистом, с видом знатока ребенок следит за игрой. Но в команду его пока не принимают.

Взоры всех болельщиков устремлены вправо, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Осталь­ные игроки с мячом не изображены на полотне, но напряженное внимание зрителей свидетельствует о жаркой схватке. Мужчина в шляпе и пиджаке, кажется, целиком захвачен зрелищем игры и слов­но бы сам хочет принять в ней участие. В его позе художник сумел изобразить напряжение и готов­ность к порывистым движениям. Мужчина сидит, слегка расставив ноги, оперевшись ладонями о ко­лени и подавшись вперед и вбок, туда, где игроки бьются за мяч. Вероятно, молодой мужчина и сам хорошо играет в футбол. А возможно, он вспомнил собственное детство и такие же гонки с мячиком на пустыре.

Мальчик в лыжном костюме и красном галстуке не меньше увлечен игрой. Он смотрит, вытянув го­лову вперед и приоткрыв рот. Мальчик с малышом на руках и девочка в школьной форме, с красным бантом в волосах также внимательно смотрят за иг­рой. Другие девочки, сидящие на досках — с кук­лой, в капюшоне, в красной шапке, — более спокой­но относятся к игре, но тем не менее внимательно за ней наблюдают. Самые спокойные, даже равноду­шные к игре персонажи картины — малыш в пуховом платке и белый лохматый пес с черным ухом. Ребенок спокойно прислонился к брату, а собака свернулась клубочком и дремлет.

Картина называется «Вратарь», и это название отражает суть задумки художника. Григорьев стремился изобразить мальчика, стоящего на стра­же ворот.

Несмотря на то что зрители не видят собственно футбольного матча, можно понять, что Григорьев отобразил один из наиболее острых моментов иг­ры. Это чувствуется и в позе вратаря — напряжен­ной, исполненной ожидания, и в явном интересе зрителей.

Для раскрытия замысла Григорьев использует такие средства живописи, как освещение, цвет, композиция. Построение картины достаточно прос­тое и максимально отражает авторский замысел. Как мы уже говорили, центральное место занимает вратарь, главный герой полотна. Вратарь изобра­жен на переднем плане, отдельно от других игроков команды. На втором плане можно увидеть детей и молодого мужчину. На заднем плане картины уга­дываются город, высотные здания, жилые дома. Важную роль в восприятии картины играют дета­ли. Внимание привлекают сооруженные из портфе­лей и сумок ворота, забинтованное колено вратаря.

Картина решена в теплой цветовой гамме. Худо­жник использует оттенки желтого, светло-коричневого, красного. Земля на картине светло-коричневая, вытоптанная, лишенная растительности, и зритель понимает: футбольная игра далеко не впервые проводится на этом пустыре. На куста­рниках и поле можно увидеть золотистые листья, рыжевато-желтые доски играют роль лавочки для болельщиков. Красные тона отразились в костюме маленького мальчика, банте и шапочке девочек. Такие цвета помогают художнику передать напря­женность действия, матча.

Картина Григорьева передает ощущение воздуш­ности, прозрачности осеннего воздуха. Пейзаж в данной работе играет роль фона, он ненавязчив и исполнен в достаточно приглушенных красках: словно затуманенный город на заднем плане, те­мные и теплые тона земли, светлые неяркие ку­старники. Все в картине подчинено основному за­мыслу художника и тонкого психолога: наиболее точно изобразить юного вратаря, всецело увлечен­ного игрой и ответственно относящегося к своей роли. Картина Григорьева — это рассказ о детях, играющих в футбол.

 

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.