Сочинение по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»

Сочинение по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»

Василий Иванович Суриков — выдающийся рус­ский живописец, мастер русской исторической карти­ны. У Сурикова множество интересных, масштабных работ, одной из них является картина «Взятие снеж­ного городка», написанная в 1891 году и хранящаяся сейчас в Государственном Русском музее Санкт-Пе­тербурга.

Старинную народную игру «Взятие снежного го­родка» Суриков увидел ещё в детстве, когда приехал в родное село его матери — Торгошино.

Игра входила в масленичные празднования. Взя­тие снежного городка обычно проходило на шестой день масленицы. Крестьяне строили «городок» на реке либо на большой площади села или города. Стены «городка» возводили из снега, облитого водой, между двумя стенами строили ворота. Традиционно на воро­та нужно было водрузить петуха, бутылку и рюмку. Участниками штурма были молодые парни и мужчины, поделённые на две команды: тех, кто осаждал снеж­ную крепость и тех, кто защищал её. Осаждаемые защищали «городок» пешими, нападающие атаковали на лошадях.

Для победы в этой народной игре необходимо было разрушить «городок». Защитники снежной крепости оборонялись мётлами, лопатами, ветками, отпугива­ли лошадей холостыми выстрелами из ружей. Тот, кто первым прорывался к воротам «городка» — по­бедитель. После взятия крепости победителя «мыли» в снегу. Довольно часто эта игра завершалась трав­мами у людей, однако, это событие приносило людям восторг и веселье. Все эти удаль и задор в полной мере отражены в картине Сурикова.

Идея написать картину, посвящённую этой на­родной забаве, принадлежит младшему брату худож­ника — Александру Ивановичу. Василий Иванович потерял жену, и Александр хотел отвлечь его от удручающих мыслей.

Василий Иванович загорелся идеей, подсказанной братом, и принялся увлечённо разыскивать материал, который помог бы эму в написании этого полотна. Художник делал множество эскизов, размышлял над тем, какое освещение лучше использовать в картине, подыскивал колоритный типажи героев-участников народной забавы. Трудностей в поисках персонажей не возникало, поскольку, стоило Василию Ивановичу прогуляться по базару, как тут же ему встречались люди с характерными сибирскими чертами. Именно этот удалой характер, мужественность и хотел он отобразить в своём полотне. Мастер с любопытством изучал традиционные узоры на тюменских коврах, рассматривал детали саней и розвальней, делал зари­совки.

Младший брат активно помогал художнику в поис­ках материалов, ездил с ним по деревням, договорился с крестьянами из деревни Базаиха, которые постро­или ледяной «городок» с башнями во дворе усадьбы Сурикова, участвовали во взятии крепости, а также позировали мастеру. Особенно выделился среди них смелый казак, который вихрем пронёсся на лихом коне и штурмом взял крепость. На картине комья снега летят во все стороны, народ веселится от души.

Александру Ивановичу тоже было отведено ме­сто на этой картине — он стоит в санях, на нём тулуп и шапка-ушанка. Сани накрыты ярким тюмен­ским ковром с цветами и узорами. В санях также сидит Екатерина Александровна Рачковская — су­пруга известного красноярского врача. Она с живым интересом наблюдает за происходящим, слегка подав­шись вперёд. Вокруг столпились другие наблюдатели и участники, они весело смеются и размахивают ветками.

Следует отметить, что мастер стремился изоб­разить на картине самые разные сословия людей, которые одинаково развлекаются и веселятся на этом народном празднике. Полотно получилось очень соч­ным и колоритным, яркими пятнами выделяются пёстрые платки и разноцветные полушубки женщин. Очень кропотливо прорисованы неподдельные эмо­ции людей, их характерные черты лица. Всё в этой картине дышит праздником и бурным весельем.

Думаю, Василий Иванович писал полотно в от­личном настроении, с лёгкостью, потому оно и полу­чилось таким жизнерадостным и праздничным. «Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось пе­редать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи», — так отозвался о своей картине художник.

Когда мастер закончил работу над картиной, она была выставлена в Санкт-Петербурге в 1891 году. Надо признать, многие удивились непривычно жизне­радостному полотну, поскольку ранее Василий Ивано­вич писал довольно трагичные картины. Впоследствии картину приобрёл коллекционер картин Владимир фон Мекк за десять тысяч рублей.

Спустя девять лет на международной художествен­ной выставке в Париже за полотно «Взятие снежного городка» Василий Иванович Суриков получил почёт­ную именную медаль.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.