После гиперболизированного описания инертности и бесхозяйственности Ильи Ильича И.А. Гончаров переходит к изображению его окружения.
Это блещущий здоровьем, аккуратный и подтянутый Волков. Когда он приходит в дом Обломовых, то не знает, куда положить шляпу, так как везде пыль, а он привык к ослепительной свежести. К одиннадцати часам он уже успел сходить к портному, забежать в гости к Илье Ильичу и запланировать еще поездку в Екатерингоф. Волков влюблен в Лидию и мечтает о счастье, бывает на званых обедах и танцевальных вечеринках. У него широкий круг общения. Глядя на опустившееся положение Обломова, он по-дружески стремится расшевелить его, приглашая на различные светские мероприятия. «У меня все дни заняты»,— восклицает он при этом с сияющими глазами. Чтение, интересные беседы об искусстве, театры, путешествия, охота и романтика деревенской жизни — вот мир, которым живет Волков. Он любит разнообразие, бывает и в Европе (в Париже). Обломов же считает все эти светские развлечения пустыми.
Следующим гостем Ильи Ильича оказывается Судьбинский. «господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймляющими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Он канцелярский чиновник, работает начальником отделения с двенадцати часов дня до пяти вечера. Должность у него ответственная, относится он к ней серьезно, поэтому считается украшением министерства. Однако на обеды у нужных людей и поездку в Екатерингоф он время все-таки находит. Судьбинский готовится к свадьбе. Перебирая в разговоре фамилии общих знакомых, Илья Ильич узнает, что они тоже постепенно обзаводятся семьями и делают неплохую карьеру. Однако и этот путь не устраивает Обломова.
Следующим гостем оказываются Пенкин, «худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и небрежностью». Он занимается литературным трудом, пишет на различные темы, при этом стремится поднять в своих работах социальные проблемы. Пенкин стремится уговорить Обломова почитать литературные новинки, например, поэму «Любовь взяточника к падшей женщине». Но Илья Ильич знает цену произведениям такого рода. Никакого общественного резонанса, кроме пустой шумихи и разговоров, они не делают. Да и, по сути, не блещут новизной. «Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову…» — говорит Обломов. Он призывает журналиста любить человека. Сам Илья Ильич предпочитает читать о путешествиях. Пенкин, как и два предыдущих гостя, тоже собирается в Екатерингоф, так как ему надо написать потом об этом статью, и приглашает Обломова. Но тот ссылается на нездоровье.
После Пенкина к Обломову пришел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией: «Его многие называли Иваном Иванычем. Другие — Иваном Михайловичем». Это своеобразный «незаметный» человек, он стремится любить всех, поэтому, в сущности, никого не любит. У него нет ни врагов, ни друзей. Но знакомых множество. Однако именно он пытается поговорить с Обломовым не о себе, а о его проблемах, поддержать его с квартирной проблемой. Алексеев, так, в конце концов, называет И.А. Гончаров этого гостя, говорит: «Никогда не надо предаваться отчаянию: перемелется — мука будет». Однако никаких конкретных решений, кроме обыкновенного сочувствия. Алексеев Обломову предложить не может.
Очередным визитером в доме Обломова становится его земляк Михей Андреевич Тарантьев, «человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый».
Таким образом, писатель, как и Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», хочет показать читателю целую галерею типических образов. Новый герой смотрит на все угрюмо. Он словно обижен жизнью. Движения его смелы и размашисты. Он не стесняется ничьим присутствием и постоянно груб в обращении. Михей умен, знает латынь, однако не может применить свои знания на практике. Герой чувствует свой интеллектуальный потенциал, но не имеет возможностей его реализовать, занимаясь переписыванием бумаг и подшиванием дел. Михей, как отмечает автор, был очень придирчив и требовал к себе от всех незаслуженного уважения. И.А. Гончаров метафорично сравнивает этого героя со сторожевой собакой, которая на всех лает и непременно схватит на лету кусок мяса, куда бы он ни летел». К Обломову два последних посетителя ходили «пить, есть и курить хорошие сигары». Илья Ильич же любил их принимать по разным причинам: Алексеев не мешал ему, находясь в гостях, он вел себя так, как будто его тут не было. Тарантьев же, наоборот, вносил в размеренное существование Обломова струю живой жизненной энергии. Однако лишь одного своего гостя Илья Ильич любил искренне. Это Андрей Иванович Штольц, которого И.А. Гончаров и противопоставляет Обломову в образной структуре романа. Эту антитезу, которая в художественной структуре произведения носит конкретный биографический характер, следует понимать шире, учитывая ее символический аспект. Штольц — обрусевший немец.