Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 ап­реля 1863 года и опубликован в мартовском, апрельском и майском номерах журнала «Современник» за 1863 год. Реак­ционные издания «Северная пчела», «Московские ведомо­сти», «Домашняя беседа», славянофильский «День» обруши­лись на роман с разгромной критической кампанией. Когда на роман наложили запрет, он уже разошелся по стране в ты­сячах экземпляров, а вскоре был переведен на английский, французский, немецкий, итальянский и многие другие языки мира.

Основной идеей романа является идея служения общест­венным интересам. В нем дан анализ современного автору общества и поставлены задачи формирования новых общест­венных отношений. Н.Г. Чернышевский попытался ответить в этом романе на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы при­близить прекрасное будущее. По содержанию роман тесно связан с романом И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это своеоб­разное продолжение разговора о новых людях, новых нормах морали, новых общественных отношениях. Не случайно сразу после полемичного названия автор помещает подзаголовок «Из рассказов о новых людях». Н.Г. Чернышевский последо­вательно разворачивает свою социально-политическую про­грамму, выражающую фундаментальные социалистические идеалы (всеобщий труд, всестороннее развитие личности, ос­вобождение женщины от политического, экономического и

 

семейного рабства). Примечательно, что работа над романом началась в памятную дату восстания декабристов.

Роман «Что делать?» имеет разветвленную сюжетную структуру. Н.Г. Чернышевский использует в нем такие прие­мы, как сон, диалог, письма, внутренние монологи. Главная героиня романа — Вера Павловна Розальская. Путь женщины к свободной общественной жизни, к освобождению от мещан­ских оков показан в романе на ее примере. Писатель свято ве­рил в то, что подобный путь вскоре станет массовым явлением в России. Не случайно писатель выбрал для своей героини го­ворящее имя. Героиня выросла в мещанской среде. Сюжет произведения иллюстрирует путь героини к новым семейным и социальным отношениям. «По моим понятиям женщина за­нимает недостойное место в семействе. Меня возмущает нера­венство. Женщина должна быть равной мужчине», — писал молодой Чернышевский в своем дневнике. Центральными ге­роями романа являются демократы-разночинцы Лопухов и Кирсанов. У этих персонажей немало общих черт с Евгением Базаровым. Они мечтают посвятить свою жизнь служению общественным идеалам, борьбе за народное счастье. Оба они считают, что человек должен работать. Лопухов и Кирсанов пытаются строить жизнь на началах коллективизма. Они ру­ководствуются так называемым правилом разумного эгоизма: «делай так, чтобы и другим было хорошо». Высокие мораль­ные качества героев проявляются в их отношении к любви: это чувство в их понимании свободно от эгоизма. Не случай­но, почувствовав себя соперниками, герои предоставляют Ве­ре Павловне полную свободу выбора. Их мужскую дружбу и душевное благородство не способно разрушить даже любов­ное чувство.

В произведении много афористичных фраз: «Труд без зна­ния бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других».

«Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле», «…Есть чисто идеальные радости у самых погряз­ших в материализме сердец», «…Если человек хорош и жизнь хороша». «…Каждый порядочный человек стоит любви и уважения».

Особый колорит в романе создает топонимика Санкт-Петербурга: Караванная, Невский, Средний проспект, Семе­новский мост, Выборгская, Васильевский остров.

На этой странице искали :

  • в мартовском и апрельском номерах журнала урал за 2004 год сочинение
  • в мартовском и апрельском номерах журнала урал сочинение
  • в мартовском и апрельском номерах журнала сочинение