В романе есть эпизодические персонажи, судьба которых привносит важный в проблемно-тематическом аспекте кон­текст в повествование. Такой линией является, например, рас­сказ о жизни Насти Крюковой, которая поступила на работу в мастерскую к Вере Павловне будучи больной чахоткой. При посещении Лопуховым и Кирсановым мастерской неожидан­но выясняется, что Александр Матвеич знаком с Настей. По­сле этой встречи Крюкова приходит к Вере Павловне и рас­сказывает ей свою историю. В молодости женщина пила и вела распутный образ жизни. Однажды она встретила Кирса­нова, который заплатил ее долги и попытался вернуть ее к нормальной жизни. Настя перестала пить, ушла с улицы. С Кирсановым она прожила около двух лет. потом он уст роил ее горничной к одной знакомой актрисе. Поработав горничной еще в двух-трех домах, Настя поступила в мастерскую Веры Павловны. История Настеньки — типичный пример судьбы женщины в капиталистическом обществе, для женщины, пре­вращенной в товар. Ока сильно напоминает жизнь Сонечки Мармеладовой из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», размышление о будущем ее сводной сестры Полечки, которой тоже уготовлен подобный путь, и эпизодиче­ский образ пьяной девушки на бульваре, показанный

Ф.М. Достоевским в целях усиления и обобщение проблемы. У Н.Г. Чернышевского Настеньке встречается добрый Кирса­нов, но читателю совершенно понятно, что подобным женщи­нам могут помочь не одинокие благородные рыцари, а те са­мые швейные мастерские, которые организует Вера Павловна. Только имея легальную и добропорядочную работу, женщина может занять достойное место в обществе. Розальская сама была в трудной жизненной ситуации. Не случайно, когда На­стенька начинает рассказывать ей о себе, та подбадривает ее, упоминая, что сама когда-то сильно нуждалась в защите и поддержке. После встречи с Кирсановым Крюкова вновь пе­реехала к нему. Александр Матвеич стал трогательно забо­титься о ней: нанял коляску, вывозил Настю на прогулку, они читали, играли в лото, шахматы.

Однако любовь Кирсанова к Вере Павловне не угасала. К Настеньке он чувствовал лишь дружеское участие. В это вре­мя Вера Павловна видит свой третий символический сон, в котором читает свой же дневник, пытаясь разобраться в своих чувствах. В конце концов она понимает, что ей нужно боль­шего, чем дружеская любовь.

Рассказывая о семейной жизни «новых людей», Н.Г. Чер­нышевский не забывает сделать акцент и на обстановке квар­тиры. Семья довольствуется только самым необходимым: в комнатах нет ничего лишнего. У Дмитрия Сергеевича, напри­мер, из прихотей только ящик сигар, который подарила ему жена, портрет супруги и фотография известного английского социалиста-утописта Овэна (Роберта Оуэна (1771-1858)), ко­торую он долго искал. Этот факт является своеобразным на­меком на то, что убеждения Лопухова прочны и последова­тельны.

Находясь в комнате мужа, Вера понимает, насколько аске­тичен его быт. Она замечает, что здесь нет цветов и гравюр, ко­торые находятся у нее в комнате. А потом вспоминает, что у Кирсанова тоже много цветов и гравюр. Постепенно Вера по­нимает, что Лопухов готовит себя для особой общественной миссии. Не случайно он часто беседует с профессиональным революционером Рахметовым. Постепенно и Лопухов начинает понимать, что Верочке нужны другие отношения. Он уезжает в Рязань, где получает выгодное и ответственное место помощ­ника управляющего, кроме того, в Рязани живут его родители, а потом неожиданно совсем исчезает из жизни Верочки, поручая Рахметову объяснить ей его стремление «сойти со сцены».

Не менее интересным в романе является образ Рахметова, судьба которого показывает типичную судьбу профессиональ­ного революционера в России. Н.Г. Чернышевский называет его «особенным человеком». Рахметов занимается тем, что изу­чает нравы, образ жизни и степень благосостояния различных народов. Вот как описан в романе маршрут путешествий Рах­метова по Европе: «объехал и обошел северную Германию, от­туда пробрался опять к югу, в немецкие провинции Австрии, теперь едет в Баварию, оттуда в Швейцарию, через Вюртемберг и Баден во Францию, которую объедет и обойдет точно так же, оттуда же поедет в Англию и на это употребит еще год…». За­тем Н.Г. Чернышевский упоминает, что «через год… ему «нужно» быть уже в Северо-Американских штатах.. ».

Примечательно, что описывая Рахметова, Н.Г. Чернышев­ский одновременно ведет диалог с так называемым проница­тельным читателем. Этот прием призван усилить важность главы о Рахметове в композиционной структуре романа, под­черкнуть значимость его образа. Скованный цензурными за­претами и ограничениями писатель призывает читателя читать между строк.

В композиционном плане рассказ об особенном человеке представляет собой в романе вставную новеллу. Скупая фраза «Да и видел он, что в деревне», сказанная о Рахметове, под­черкивает, что герой знает о бесчеловечности режима крепо­стничества. Рахметова можно с полной уверенностью назвать человеком идеи.

Писатель подчеркивает, что Рахметов принадлежит к од­ному из древнейших дворянских родов. Но. получив наслед­ство, этот необыкновенный человек распорядился им по- новому, глубоко поразив своим поступком родственников. Пять тысяч десятин земли Рахметов оставил крестьянам, а ос­тальную часть сдал в аренду. Сам он приехал в Петербург учиться. Здесь же и сформировалось его революционное ми­ровоззрение. Рахметов понимал, на какое важное и нужное дело он идет. Впереди был долгий, тяжелый путь. И этот че­ловек с удивительно серьезным характером стал готовить себя к революционной борьбе. Он узнал, что в России есть люди, которые думают не так, как все. Посоветовавшись с Кирсано­вым, Рахметов составил список книг, купил их и начал осно­вательно изучать теорию. Он познакомился с многими вели­чайшими философскими трудами. Они сильно повлияли на формирование мировоззрения героя, научили его революци­онной борьбе. В образ Рахметова Н.Г. Чернышевский вклады­вает свои собственные идеи и убеждения. Автор романа счи­тал, что революция в России должна быть крестьянской. Поэтому его герой ищет сближения с народом. Для этого Рах­метов отправляется в путешествие по стране. Во время стран­ствий он не ведет праздный образ жизни, а работает вместе с простыми людьми. Герой пытается понять простого русского мужика, его беды и невзгоды, мечты и чаяния. Рахметов по­нимает, что впереди будут допросы, ссылки и каторга. Он зна­ет, что революционеру нужно обладать необыкновенной си­лой воли и мужеством, чтобы выдержать все испытания и не выдать своих товарищей под пытками. Наш герой готовит се­бя к борьбе и физически. Он усердно занимается гимнастикой, выполняет тяжелую физическую работу и вскоре из обыкно­венного молодого человека превращается в богатыря, полу­чившего прозвище легендарного Никитушки Ломова. В этом прозвище видны и любовь, и уважение народа. Так герой ста­новится «особенным человеком». Он превосходит других по уму, энергии, мужеству, настойчивости в стремлении к дос­тижению поставленной цели. Многие их этих качеств не толь­ко приобретены им от природы, но и самостоятельно воспита­ны путем длительных тренировок. Кульминационным моментом в описании подготовки Рахметова к революционной деятельности становится рассказ о том, как герой спит на гвоздях. А вот как сам герой объясняет испытание, которому подвергает себя добровольно: «Проба. Нужно. Неправдопо­добно, конечно: однако на всякий случай нужно. Вижу, могу». Рахметова отличает редкая трудоспособность. Он умеет пра­вильно работать, рационально использовать свое время. Наш герой, например, читает лишь капитальные сочинения, в раз­говорах беседует только на нужные темы. Твердость характе­ра, точность, пунктуальность сочетаются в этом удивительном человеке с добротой и нежностью. Он способен горячо и пре­данно любить, но ради дела он отказывается от личного сча­стья. В романе нет конкретного описания деятельности моло­дого революционера, но по многочисленным намекам мы можем догадываться о том. что этот человек развернул боль­шую пропагандистскую работу. Он готовит кадры для борьбы, отдает свои деньги на издание философских трудов, сам пи­шет много работ. Это сильный, деятельный, благородный че­ловек. Не случайно образ Рахметова в течение долгих лет яв­лялся примером борца за светлое будущее.

На этой странице искали :

  • сочинение по роману чернышевского что делать
  • сочинение по роману что делать
  • сочинение на тему что делать чернышевский
  • сочинение по роману что делать чернышевский
  • Сочинение на тему что делать