Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Что понимается в литературоведении под термином «малень­кий человек»? Это герой, в котором нет ничего героического. Он не славен и не знаменит. Это самый простой, ничем не примеча­тельный человек, но он так же достоин внимания писателя, как и более значительные персоны, потому что одной из прекрасных черт русской литературы является ее гуманистический пафос. Она находит своего героя, как выразился выдающийся критик Висса­рион Григорьевич Белинский, не во дворцах, а на чердаках и в подвалах. Глубокое развитие тема маленького человека получила в реалистической литературе девятнадцатого века. Однако пред­шественником прозаиков-реалистов в разработке этой темы мож­но считать выдающегося русского писателя восемнадцатого сто­летия Николая Михайловича Карамзина.

В историю отечественной словесности Карамзин вошел как основоположник нового литературного направления — сенти­ментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого — начале девятнадцатого века. Оно по­лучило свое название от французского слова sentiment, что пе­реводится на русский язык как «чувство», «чувствительность». В отличие от классицизма, требовавшего от писателя изобра­жения людей выдающихся, живущих в сфере государственных интересов и идей, сентиментализм сосредоточился на описа­нии обыкновенного, ничем не выделяющегося из общей сре­ды человека, который, однако, способен любить, чувствовать и стремиться к добру. Сентиментализм провозгласил культ ес­тественного человека, живущего в единстве с природой, был не чужд патриархальной идеализации. Он воспевал такие чувства, как чрезмерная нежность, слезливая сострадательность, одним словом, те, что попадают под определение «сентиментальные».

Типичным образцом сентиментализма в русской литерату­ре стала повесть Карамзина «Бедная Лиза». В восприятии се­годняшнего читателя сюжет ее может показаться избитым и мелодраматичным. В центре повести судьба бедной крестьян­ской девушки Лизы. После смерти отца вдова и дочь вынужде­ны были отдать свою землю в наем за гроши. «К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа сво­его — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня стано­вилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза… не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь — ткала хол­сты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».

Там она встретила и полюбила молодого человека по имени Эраст, принадлежащего к дворянскому сословию. Он тоже был увлечен девушкой. Они стали встречаться. Но затем Эраст про­играл в карты большую сумму денег и, чтобы поправить свое положение, решил жениться на богатой вдове. Не выдержав из­мены любимого, Лиза покончила с собой, бросившись в воду.

Для нас в этом сюжете нет ничего оригинального, потому что со времен Карамзина он многократно, с теми или иными вариациями, использовался в последующей литературе. Но для читателей конца восемнадцатого — начала девятнадцатого века история была нова и необычна. Повесть пользовалась огром­ной популярностью. Сотни читателей специально приезжали в окрестности Симонова монастыря под Москвой, где проис­ходили описанные в повести события, чтобы побывать на ме­сте взволновавшей их драмы.

Главная идея повести — «крестьянки тоже любить умеют!» — несла в себе новый для общественного сознания того времени гуманистический заряд.

На этой странице искали :

  • сочинение бедная лиза карамзин
  • литература 18 века в восприятии современного читателя бедная лиза
  • тема маленького человека в повести карамзина бедная лиза
  • сочинение карамзин бедная лиза
  • литература 18 века в восприятии современного читателя сочинение