АТТА ТРОЛЛЬ
Атта Тролль — медведь. Этот центральный образ поэмы воплощает в себе черты немецкого филистера, который демонстрирует свой чрезмерный интерес к проблемам современного общества и увлечение радикальными взглядами. Гейне продолжает традицию, начатую еще баснописцем Эзопом и другими известными и неизвестными авторами произведений, где героями являлись животные. К их числу относятся басни Ж. Лафонтена; появившийся в средние века «Роман о Лисе», на основе которого Гете создал свою поэму «Рейнеке Лис»; сказки Ш. Перро; комедия Тика «Кот в сапогах»; роман Гофмана «Житейские воззрения Кота Мурра» и многие другие. В образах зверей и птиц, как правило, высмеиваются отрицательные черты, различные пороки самого человека. В иносказательной форме в поэме выведен образ немецкого бюргера. Выбор медведя на эту роль не случаен: этот зверь часто встречается в гербах немецких городов, в первую очередь, Берлина. Автор изображает эпоху роста революционных настроений немецкой буржуазии. Атта Тролль тоже стремится к свободе. Он срывается с цепи, на которой его водят, и убегает. С помощью такого комического приема передан порыв немецкого бюргерства к свободе. Комедийными красками обрисован тип человеческой натуры, выведенный в образе медведя. Для Атта Тролля, как для обычного бюргера, идеал существования — в личном покое и благоденствии. Поэтому его пламенные намерения и истинные цели явно расходятся. Стремление Атта Тролля к свободе нельзя воспринимать всерьез. Тем не менее, в поэме наступает момент, когда медведь раскрывает свои моральные установки, принципы общественного поведения, и нелепый комический персонаж начинает приобретать зловещие черты. Бюргер ярко демонстрирует свою внутреннюю сущность, постепенно превращаясь в опасную фигуру.
Атта Тролль яростно протестует против неравенства между животными и людьми. Но к мысли о всеобщем равенстве медведь приходит в результате слепой ненависти ко всему «чужому», то есть человеческому. Его примитивный разум выдает не менее примитивные и ущербные доводы: одни едят мясо сырое, другие жареное или вареное, но ведь результат один и тот же! Атта Тролль тешит себя мыслью о том, что ему доступны все понятия, которые выработал человек. Медведь пытается определить эти понятия с собственной звериной позиции, он подвергает критике все истинно человеческое, то есть «чужое» его природе: «Образ мыслей человека // Гибелен душе и телу». Ни одно понятие, ни одна вещь не остается незамеченной. Атта Тролль смело высказывает свое мнение не только по поводу устройства Вселенной, но и об атеизме, о любовной страсти. Свои замечания он произносит таким безапелляционным тоном, как будто все, выданное его умом, есть истина в последней инстанции. Атта Тролль воображает себя мудрым философом, учителем и отважным воином одновременно. Однако, находясь в пещере, нетрудно быть храбрым. Стоило медведю высунуть нос наружу, как он получает пулю охотника.