Характеристика героев по произведению Гейне «АТТА ТРОЛЛЬ»

АТТА ТРОЛЛЬ

Атта Тролль — медведь. Этот центральный образ поэмы воплощает в себе черты немецкого филистера, кото­рый демонстрирует свой чрезмерный интерес к про­блемам современного общества и увлечение ради­кальными взглядами. Гейне продолжает традицию, начатую еще баснописцем Эзопом и другими извест­ными и неизвестными авторами произведений, где героями являлись животные. К их числу относятся басни Ж. Лафонтена; появившийся в средние века «Роман о Лисе», на основе которого Гете создал свою поэму «Рейнеке Лис»; сказки Ш. Перро; комедия Ти­ка «Кот в сапогах»; роман Гофмана «Житейские воз­зрения Кота Мурра» и многие другие. В образах зве­рей и птиц, как правило, высмеиваются отрицатель­ные черты, различные пороки самого человека. В иносказательной форме в поэме выведен образ не­мецкого бюргера. Выбор медведя на эту роль не слу­чаен: этот зверь часто встречается в гербах немецких городов, в первую очередь, Берлина. Автор изобра­жает эпоху роста революционных настроений немец­кой буржуазии. Атта Тролль тоже стремится к свободе. Он срывается с цепи, на которой его водят, и убегает. С помощью такого комического приема передан по­рыв немецкого бюргерства к свободе. Комедийными красками обрисован тип человеческой натуры, выве­денный в образе медведя. Для Атта Тролля, как для обычно­го бюргера, идеал существования — в личном покое и благоденствии. Поэтому его пламенные намерения и истинные цели явно расходятся. Стремление Атта Тролля к свободе нельзя воспринимать всерьез. Тем не ме­нее, в поэме наступает момент, когда медведь рас­крывает свои моральные установки, принципы об­щественного поведения, и нелепый комический пер­сонаж начинает приобретать зловещие черты. Бюргер ярко демонстрирует свою внутреннюю сущ­ность, постепенно превращаясь в опасную фигуру.

Атта Тролль яростно протестует против неравенства между животными и людьми. Но к мысли о всеобщем ра­венстве медведь приходит в результате слепой не­нависти ко всему «чужому», то есть человеческому. Его примитивный разум выдает не менее примитив­ные и ущербные доводы: одни едят мясо сырое, дру­гие жареное или вареное, но ведь результат один и тот же! Атта Тролль тешит себя мыслью о том, что ему до­ступны все понятия, которые выработал человек. Медведь пытается определить эти понятия с собст­венной звериной позиции, он подвергает критике все истинно человеческое, то есть «чужое» его природе: «Образ мыслей человека // Гибелен душе и телу». Ни одно понятие, ни одна вещь не остается незаме­ченной. Атта Тролль смело высказывает свое мнение не только по поводу устройства Вселенной, но и об ате­изме, о любовной страсти. Свои замечания он произ­носит таким безапелляционным тоном, как будто все, выданное его умом, есть истина в последней инстан­ции. Атта Тролль воображает себя мудрым философом, учи­телем и отважным воином одновременно. Однако, на­ходясь в пещере, нетрудно быть храбрым. Стоило медведю высунуть нос наружу, как он получает пулю охотника.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.