Характеристика героев по произведению Генриха Манна «УЧИТЕЛЬ ГНУС, ИЛИ КОНЕЦ ОДНОГО ТИРАНА» | НУСС (ГНУС)

НУСС (ГНУС)

Нусс — учитель, прозванный учениками Гнусом. Внешность человека, преподающего классические языки и немецкую литературу, не вызывает положи­тельных эмоций: у него крадущаяся походка, на го­лове — засаленная фетровая шляпа, сюртук посто­янно обсыпан перхотью, он неряшлив. Одной из при­чин, побудивших Генриха Манна обратится к теме школы, были юношеские впечатления автора от учебы в гим­назии. В оригинале роман называется «Professor Unrat»; настоящая фамилия учителя — Rat. Unrat — по-немецки — нечистоты, отбросы. Вокруг учителя Гнуса строится все повествование. Манн показывает ти­рана, трусливого и мстительного, видящего в каждом ученике лишь «серое, забитое, коварное существо», «мятежника» и «тираноубийцу». Не случаен выбор профессии Гнуса — он учитель. Гнус не прочь сослаться на высокие этические достоинства людей древности, с которыми он сравнивает самого себя. Это дает ав­тору богатый материал для различных гротескных эффектов, вроде обращения Гнуса к Шиллеру, подчер­кивающего вопиющий контраст между благородными идеалами великого поэта и казенщиной образования в кайзеровской Германии. Все мысли и желания Гнуса сводятся к маниакальной страсти «поймать с полич­ным», во что бы то ни стало навредить, испортить ка­рьеру тому, кто осмелился назвать его этим неблаго­видным прозвищем — Гнус. Гнус уже более четверти века преподает в гимназии, и для него «школа не за­канчивается дворовой оградой; она распространя­лась на все дома в городе и в пригороде, на жителей всех возрастов», в конечном счете — на все челове­чество, которое он люто ненавидит. Запоздалая страсть к «артистке Фрелих» и союз с нею доверша­ет деградацию Гнуса. В старом учителе все явственнее проступают черты сумасшествия. С помощью Розы Фрелих Гнус превращает свой дом в притон, где проиг­рываются целые состояния и губятся репутации по­чтенных бюргеров, прельщенных Розой. Каждая но­вая катастрофа, происходящая под его кровом, ра­дует Гнуса. Самые респектабельные и благонамеренные горожане со своими судьбами и кошельками оказы­ваются у его ног. Такая трансформация воспринима­ется как вполне закономерное явление: Гнус, и прежде развращавший души своих учеников, в новых обсто­ятельствах лишь прибегает к новым средствам рас­тления.

Манн был не первым немецким писателем, кото­рый вывел на страницах своего романа образ школь­ного тирана, поставщика «верноподданных». Подоб­ный тип учителя встречается у Я. Ленца, Ж.-П. Рих­тера, В. Раабе и др. За этой темой стоит нечто большее, нежели простой интерес к одной из сторон общест­венной жизни. Школьная система, сложившаяся в Германии, издавна служила воспитанию юношества в духе верноподданничества. Не случайно после по­бед Германии в ряде захватнических войн во вто­рой половине XIX в. широкое распространение получило выражение «войну выиграл прусский школьный учитель». Школа, которая порождена со­ответствующей государственной политикой и оли­цетворением которой является Гнус, была в букваль­ном смысле преддверием прусской казармы. Гимна­зический класс, затем игорный притон и публичный дом, устроенный в квартире учителя, — это кайзе­ровская империя в миниатюре, империя, в которой гнусы носят свое имя «как венок победителя», тво­рят преступления во имя того, чтобы действительно можно было сказать: «Ни одного, ни одного чело­века!»

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.