Характеристика героев по произведению Шекспира «КОРОЛЬ ЛИР» | ЛИР

ЛИР

В начале пьесы Лир предстает перед читателем в стенах королевского замка исполненным величия гордым и деспотичным государем. Он уверен в не­зыблемости своей королевской и отцовской власти. Он намерен разделить царство между тремя дочерьми, будет внимать словам их благодарности. Две старшие дочери Гонерилья и Регана льстят отцу, а младшая не может терпеть лесть, и ей не по нраву говорить о своей дочерней любви при посторонних. Она про­износит:

Я вас люблю,

Как долг велит, не больше и не меньше.

Короля такой ответ не удовлетворяет. В гневе он изгоняет младшую дочь и делит королевство между старшими. Однако дальнейшие обстоятельства складываются так, что Лир теряет все свои владения, испытывает голод и невзгоды. Под влиянием траги­ческих обстоятельств Лир перестает смотреть на мир с высоты королевского величия, сквозь лживый лоск придворных отношений; он начинает понимать цен­ность искренних человеческих чувств. И вот ночью, в степи, во время грозы и бури, когда рядом с ним остается один лишь верный шут, Лир раздумывает над мучительным вопросом: что же такое человек? Впервые в жизни он понимает, что шут — такой же человек, как и он сам. Что такие же люди, с такими же чувствами, мыслями и терзаниями, — и все обез­доленные и нищие, которых он встречал на пути. Лир приходит к пониманию того, что и они — такие же жертвы несправедливости жизни, как и он сам, что несправедливость, совершенная его дочерьми, — лишь малая толика общей несправедливости отно­шений между власть имущими и бесправными. По­нимание этой истины — и есть подлинная причина страданий Лира, которым не поможет возвращение ко­роны и власти. Подлинная трагедия Лира не в том, что его дочери проявили жестокую неблагодарность, а в том, что его власть и королевское величие оказались непрочными и стали жертвой предательства, за­маскированного ложью и фальшью. Познав жизнь, осознав, насколько она сложна, многообразна и противоречива, король Лир умирает, но умирает ду­ховно просветленным, жаждущим дальнейшего по­знания, что характерно для человека эпохи Воз­рождения.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.