Заболоцкий: страницы биографии

Заболоцкий: страницы биографии

Николай Алексеевич Заболоцкий родился в 1903 году. Его отец, корни крестьянского рода которого уходят ко времени ос­воения северного края России новгородскими ушкуйниками (купцами-разбойниками), служил агрономом. Мать происходила из духовного сословия и работала сельской учительницей. Ко­гда будущему поэту исполнилось семь лет, семья переехала на родину предков, в Вятскую губернию и обосновалась в селе Сернур.

В 1913 году Заболоцкий был принят в Уржумское реальное училище, где провёл несколько благодатных лет, о чём сам впо­следствии с удовольствием вспоминал. После Октябрьской рево­люции Заболоцкий отправляется в Москву и поступает на меди­цинское отделение университета, но бросает его и переезжает в Петроград, где становится студентом Педагогического института имени Герцена, отделения языка и литературы общественно­ экономического факультета.

Впервые свои стихи он печатает в 1922 году в журнале «Мысль», который издавали сами студенты. Там же помещает он статью «О сущности символизма», в которой решительно отка­зывает символистам в проникновении в сущность бытия.

После службы в армии с 1927 года сотрудничает в детской секции Госиздата, активно общается с Д. Хармсом, С. Я. Марша­ком и другими известными детскими писателями. Первая книга «для взрослых» — «Столбцы» — вызвала в литературной прессе бурную дискуссию, но уже поэма 1933 года «Торжество земледе­лия» была однозначно оценена как пасквиль на проходившую то­гда коллективизацию. Заболоцкий опять углубился в детскую ли­тературу, создал прозаические переложения для детей ряда зарубежных классических произведений, таких, как «Путешест­вие Гулливера».

Несмотря на полученное признание, в 1938 году поэт был арестован по сфабрикованному делу якобы за антисоветскую пропаганду. На жестоких допросах он проявил героическое му­жество и не признал обвинений и не оклеветал других людей. Он получил относительно мягкий приговор — пять лет, позже заме­нённые на восемь. В лагере Заболоцкий завершает переложение «Слова о полку Игореве», что дало ему возможность после осво­бождения переехать в Москву в 1946 году.

В 1948 году поэт публикует сборник «Стихотворения», на­сыщенный высокими философскими идеями, но он не получил распространения. В те годы он занимается в основном перево­дами и переложениями. Только последняя книга, вышедшая за год до смерти, пришлась на время хрущёвской «оттепели» и получила широкое признание. Заболоцкий умер 14 октября 1958 года.

Современники единодушно отмечали высокие человече­ские качества поэта, его прямоту, сдержанность и твёрдое дос­тоинство, ясность и непреклонность его выстраданного миро­воззрения.

Для стихотворений Заболоцкого характерны лаконичность, метафоричность, взаимопроникновение образов природы и чувств человека. Природа у Заболоцкого работает, трудится: раз­ворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создаёт плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной чело­веческому глазу работой, она как цельное существо со своим ра­зумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных её чарам; вышедших из её лона, но по­рвавших с нею связь.

В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отно­шениях, может приобщиться к её высокой духовности, нераз­рывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит тожественная, ликующая мело­дия мира.

Человек — не существо, которое пытается навязать бездуш­ной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворённую в своём посто­янном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, — вот образ, которым заряжена поэзия Заболоц­кого.

Заболоцкий выработал свои методы стихосложения, нахо­дящиеся в тесном единстве с его жизненной философией. Он начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в об­раз. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу челове­ка. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль — образ — музыка. Музыка — не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.