1. Как вы думаете, каким стал современный «великоросс»? Какие качества его предков сохранились, а какие сформировались заново?
Прочтя на с. 109 описание великороссов, многие русские школьники, наверное, были обрадованы. Действительно, все перечисленные качества можно назвать положительными и приятно думать, что они сохранились в крови жителей современных «великороссов». Несмотря на то что теперь немногие связаны непосредственно с сезонной сельскохозяйственной работой, привычка оставлять все на последний момент, а потом выполнять намеченное с величайшим напряжением сил, сохранилась. В предприимчивости великороссы теперь уступают представителям других национальностей. Среди новых качеств можно назвать необычайную терпеливость и покладистость, особенно к разного рода политическим экспериментам.
2. Трудовые ресурсы Центрального района отличаются высокой квалификацией. Как вы думаете,какие условия этому способствовали и способствуют сейчас? Почему Центр всегда оставался центром притяжения энергичных и талантливых людей?
Этому способствовали столичные функции и роль, которую играла и играет Москва в политической и хозяйственной жизни России.
Высокая квалификация населения Центрального района обусловлена большой концентрацией здесь наукоемких производств. Центр всегда притягивал к себе наиболее энергичных и талантливых людей, поскольку именно в столичном регионе они могли реализовать свои способности в полной мере, а также совершенствоваться дальше.
3. Дайте описание одного из центров народных художественных промыслов (история возникновения промысла, виды изделий, их художественная и культурная значимость, влияние природных условий на развитие промысла, влияние промысла на социально-экономическую жизнь местности и т. д.).
В Ивановской области в 32 км от железнодорожной станции Шуя находится небольшой (6,3 тыс. жителей) поселок городского типа Палех. Здесь в XVII в. возник иконописный промысел, достигший своего расцвета в XVIII — начале XIX в.
Палехские иконы славились особой тонкостью письма с применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон шло в несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй — наносил контур будущей иконы, третий — писал всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела — их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.
После революции 1917 г. палехские мастера объединились в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 г. они освоили новый материал — папье-маше. С тех пор палехская миниатюра известна как вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.
Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре (1940); И. П. Вакуров, эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре (1936); Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском академическом Малом театре оперы и балета и др.), книжной графике (И. И. Голиков, «Слово о полку Игореве» (1934)), монументальной живописи, росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.
Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи.