1. Покажите на карте государства, имеющие выход к Балтийскому морю. Какие из них являются соседями России на суше, на море?
Государства, имеющие выход к Балтийскому морю, часто называют Балтийскими странами. Их легче запомнить, если перечислять с севера по часовой стрелке, глядя на политическую карту Европы. Это Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Россия, Польша, Германия, Дания. Некоторые из перечисленных стран одновременно являются соседями России как по морю, так и по суше (Финляндия, Эстония, Литва, Польша). Общую сухопутную границу мы имеем только с Латвией.
2. Дайте характеристику географического положения Северо-Западного района. В чем проявляются его особенности?
Географическое положение Северо-Западного района определяется не только выходом к Балтийскому морю (хотя после распада Советского Союза и утраты таких важных портов, как Рига и Клайпеда, Северо-Запад стал связующим звеном с Европой), но и тесными связями с Европейским Севером и Центром. Псковская область после распада СССР оказалась пограничной и приобрела сразу трех зарубежных соседей — Эстонию, Латвию, Белоруссию. В России есть еще только один такой субъект Федерации — Республика Алтай, граничащая с Казахстаном, Монголией и на коротком промежутке с Китаем.
3. Какие особенности природы Северо-Запада дали возможность людям издавна заниматься лесными промыслами, рыбной ловлей и торговлей?
Северо-Запад находится в таежной зоне, богатой лесами, пушниной, ягодами. Южная часть района относится к зоне смешанных и широколиственных лесов. Обратите внимание на карту господствующих ландшафтов в атласе. Выход к Балтийскому морю и крупным озерам (Псковскому, Чудскому, Ильмень) позволил развивать как рыбный промысел, так и торговлю. Кроме того, по территории Северо-Запада проходил и древний путь «из варяг в греки».
4. Каким образом Балтийское море влияет на хозяйственную специализацию Северо-Западного района?
Благодаря выходу к Балтийскому морю Северо-Западный район специализируется на судостроении (Балтийский, Адмиралтейский, Невский и другие заводы) и рыбной промышленности. Санкт-Петербург — универсальный морской порт с грузооборотом 11 млн т, крупнейший на Балтике из российских портов и по перевозке пассажиров. Два других порта — Выборг и Калининград — невелики по грузообороту, но Калининград — незамерзающий порт, что позволяет вести навигацию круглый год.
Транспорт Северо-Запада активно развивается. В 2005 г. выделен 1 млрд р. на строительство Усть-Лужского морского торгового порта в Лужской губе Финского залива. Вместе с портом возводится город, развивается инфраструктура и производственная зона. Порт Усть-Луга рассматривается как перспективный полюс роста не только для перевалки грузов, но и для производства промышленной продукции, предоставления услуг. Вблизи Усть-Луги предполагается создание свободной экономической зоны.
Планируется к вводу в строй первая очередь «Балтийского парома» — автомобильно-железнодорожной паромной переправы по маршруту Усть-Лyra — Балтийск (Калининградская обл.) — Германия. Вторая очередь с организацией железнодорожной переправы будет построена в 2006 г.
Постоянно увеличивает объемы пропускаемых грузов нефтеналивной порт в Приморске — конечный пункт Балтийской трубопроводной системы, ориентированной на экспорт российской нефти из Тимано-Печорского региона, Западной Сибири, Урала и Поволжья, а также транзит нефти из стран СНГ (в первую очередь, Казахстана). Руководство крупнейшего в мире порта Роттердам (Нидерланды) предложило российским компаниям рассмотреть возможность строительства своих терминалов в этом порту для прямой поставки нефти из Приморска.