27. Географическое положение и природа

1. Покажите на карте государства, имеющие вы­ход к Балтийскому морю. Какие из них являются со­седями России на суше, на море?

Государства, имеющие выход к Балтий­скому морю, часто называют Балтийски­ми странами. Их легче запомнить, если перечислять с севера по часовой стрелке, глядя на политическую карту Европы. Это Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Россия, Польша, Германия, Дания. Некоторые из перечисленных стран одновременно являются соседями России как по морю, так и по суше (Фин­ляндия, Эстония, Литва, Польша). Об­щую сухопутную границу мы имеем толь­ко с Латвией.

2. Дайте характеристику географического поло­жения Северо-Западного района. В чем проявляют­ся его особенности?

Географическое положение Северо-Западного района определяется не только выходом к Балтийскому морю (хотя после распада Советского Союза и утраты таких важных портов, как Рига и Клайпеда, Се­веро-Запад стал связующим звеном с Ев­ропой), но и тесными связями с Европей­ским Севером и Центром. Псковская об­ласть после распада СССР оказалась пограничной и приобрела сразу трех зару­бежных соседей — Эстонию, Латвию, Бе­лоруссию. В России есть еще только один такой субъект Федерации — Республика Алтай, граничащая с Казахстаном, Мон­голией и на коротком промежутке с Ки­таем.

3. Какие особенности природы Северо-Запада дали возможность людям издавна заниматься лес­ными промыслами, рыбной ловлей и торговлей?

Северо-Запад находится в таежной зо­не, богатой лесами, пушниной, ягодами. Южная часть района относится к зоне смешанных и широколиственных лесов. Обратите внимание на карту господствую­щих ландшафтов в атласе. Выход к Бал­тийскому морю и крупным озерам (Псков­скому, Чудскому, Ильмень) позволил развивать как рыбный промысел, так и торговлю. Кроме того, по территории Северо-Запада проходил и древний путь «из варяг в греки».

4. Каким образом Балтийское море влияет на хо­зяйственную специализацию Северо-Западного района?

Благодаря выходу к Балтийскому морю Северо-Западный район специализирует­ся на судостроении (Балтийский, Адми­ралтейский, Невский и другие заводы) и рыбной промышленности. Санкт-Петер­бург — универсальный морской порт с грузооборотом 11 млн т, крупнейший на Балтике из российских портов и по перевозке пассажиров. Два других пор­та — Выборг и Калининград — невелики по грузообороту, но Калининград — неза­мерзающий порт, что позволяет вести на­вигацию круглый год.

Транспорт Северо-Запада активно раз­вивается. В 2005 г. выделен 1 млрд р. на строительство Усть-Лужского морского торгового порта в Лужской губе Финского залива. Вместе с портом возводится город, развивается инфраструктура и производ­ственная зона. Порт Усть-Луга рассматри­вается как перспективный полюс роста не только для перевалки грузов, но и для производства промышленной продукции, предоставления услуг. Вблизи Усть-Луги предполагается создание свободной эко­номической зоны.

Планируется к вводу в строй первая очередь «Балтийского парома» — автомо­бильно-железнодорожной паромной пере­правы по маршруту Усть-Лyra — Бал­тийск (Калининградская обл.) — Герма­ния. Вторая очередь с организацией железнодорожной переправы будет по­строена в 2006 г.

Постоянно увеличивает объемы пропус­каемых грузов нефтеналивной порт в Приморске — конечный пункт Балтий­ской трубопроводной системы, ориентиро­ванной на экспорт российской нефти из Тимано-Печорского региона, Западной Сибири, Урала и Поволжья, а также тран­зит нефти из стран СНГ (в первую оче­редь, Казахстана). Руководство крупней­шего в мире порта Роттердам (Нидерлан­ды) предложило российским компаниям рассмотреть возможность строительства своих терминалов в этом порту для прямой поставки нефти из Приморска.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.