Вопрос 1. Назовите особенности онтогенеза, характерные для человека.
Для человека характерен внутриутробный тип развития. После оплодотворения при дроблении возникает шар, состоящий из двух типов клеток: более темных, располагающихся внутри и медленно делящихся, и более светлых, располагающихся снаружи. Из темных клеток в дальнейшем будет формироваться тело эмбриона, из светлых — специальные органы, обеспечивающие связь с материнским организмом (зародышевые оболочки, пуповина и др.).
Первые 5-6 суток зародыш по яйцеводу движется к матке. Далее он внедряется в ее стенку и начинает получать кислород и питательные вещества от матери. К этому моменту стадии бластулы и гаструлы уже пройдены. После появления третьего зародышевого листка начинается органогенез: закладывается хорда, потом нервная трубка, затем — все остальные органы. Органогенез завершается к 9-й неделе; с этого момента начинается быстрое увеличение массы эмбриона и его начинают называть «плод».
Длительная (38-40 недель) беременность, характерная для человека, позволяет ребенку родиться хорошо сформированным, способным к многим движениям, с развитым вкусом, слухом и т. д. Еще одной особенностью онтогенеза человека является увеличение дорепродуктивного периода, что расширяет возможности обучения и получения социальных навыков.
Вопрос 2. Как никотин, алкоголь и наркотические вещества влияют на развитие зародыша человека?
При попадании в организм матери никотин через плаценту легко проникает в кровеносную систему плода, вызывая сужение его сосудов. Это приводит к ухудшению снабжения ребенка кислородом и питательными веществами, что может вызвать задержку развития. У курящих женщин чаще происходят преждевременные роды или выкидыши на поздних сроках беременности. Никотин на 30% повышает вероятность детской смертности и на 50% — вероятность развития пороков сердца.
Алкоголь также легко проходит через плаценту, вызывая у плода задержку умственного развития, микроцефалию, расстройства поведения, снижение скорости роста, слабость мышц. Алкоголь существенно повышает вероятность возникновения отклонений в развитии ребенка.
Очень сильно воздействуют на плод наркотические вещества. Они не только вызывают тяжелые нарушения его развития, но и способны привести к формированию зависимости, когда после рождения у ребенка возникает синдром отмены.
Вопрос 3. Какие факторы внешней среды оказывают влияние на развитие зародыша человека?
На развитие зародыша могут оказывать влияние:
уровень обеспеченности организма матери питательными веществами;
экология окружающей среды;
употребление матерью никотина, алкоголя, наркотических и лекарственных веществ;
вирусные заболевания матери во время беременности: гепатиты, ВИЧ, краснуха и др.;
стресс, переносимый матерью (сильные отрицательные эмоции, избыточная физическая нагрузка).
Вопрос 4. Перечислите периоды постэмбрионального развития человека.
Постэмбриональное развитие человека разделяют на три этапа:
дорепродуктивный этап — период детства, который у человека по сравнению с другими млекопитающими заметно увеличен;
репродуктивный этап — наиболее длительный период постэмбрионального развития, он начинается с момента полового созревания (11-14 лет);пострепродуктивный этап (старение): наступает после окончания репродуктивного периода.
Старение затрагивает все уровни организации тела человека: происходит нарушение репликации ДНК и синтеза белков, снижается интенсивность обмена веществ в клетках, замедляется их деление и восстановление тканей после травм, ухудшается работа всех систем органов. Вместе с тем при соблюдении разумного режима питания, активном образе жизни и надлежащем медицинском обслуживании данный период можно продлить на несколько десятилетий.
Вопрос 5. К каким последствиям в развитии человека может привести недостаток витамина D и неполноценное питание?
Витамин D, как известно, регулирует всасывание кальция в кишечнике и его отложение в костях. Недостаток витамина D ведет, прежде всего, к нарушениям в формировании скелета (рахит).
Неполноценное питание, и в первую очередь недостаток белков животного происхождения, приводит к замедлению роста детей и появлению у них психических отклонений (отставание в умственном развитии). Это состояние называют белковым голоданием. Оно обусловлено дефицитом в растительных белках большинства необходимых нашему организму незаменимых аминокислот. Белки животного происхождения (молочные, яичные, мясные, рыбные) отчасти могут быть замещены лишь белками бобовых растений.