Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Вид Homo sapiens (Человек разумный) относится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Хордовые, подтипу Позвоночные, отряду Приматы, подотряду Человекоподобные (антропоиды), секции Узконосые обезьяны, семейству Гоминиды. В семейство Гоминиды входит только один род Homo, а в этот род — только один вид Homo sapiens. Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.
Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве.Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще.
Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.
Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Человека отличает от человекообразных обезьян целый ряд признаков:
настоящее прямохождение и, как следствие, развитие длинных и мощных ног, сводчатой стопы, широкого таза, S-образного позвоночника;
гибкая кисть и чрезвычайно подвижные пальцы;
сложно устроенный головной мозг объемом около 1350 см3 (у гориллы — 400 см3);
развитые структуры гортани, которые обеспечивают способность к членораздельной речи;
наличие сознания, речи, сложного абстрактного мышления, способности к общественному труду.
Вопрос 5. Какое значение в антропогенезе имело увеличение объема мозга?
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, которую он сейчас занимает.